Время новостей
     N°172, 21 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.09.2007
День Гельфанда
Шестой тур чемпионата мира по шахматам в Мексике преподнес очередной сюрприз -- Вишванатана Ананда догнал Борис Гельфанд. Израильский гроссмейстер, которого никто из обозревателей не относил к числу реальных конкурентов, одержал вторую победу подряд. Причем не без помощи Александра Морозевича. После непритязательно проведенного дебюта и размена ферзей казалось, что инициатива белых, которыми играл Гельфанд, носит временный характер и ничья не за горами. Но не в стиле Морозевича пассивно созерцать события. Александр предпринял позиционную жертву качества, рассчитывая нивелировать надежды противника прочной блокадой центра, но стоило ему промедлить, как Борис не оставил ни малейшего шанса на спасение. К тому времени оба фаворита по случайному стечению обстоятельств закончили свои поединки вничью уже на 21-м ходу.

Интрига партии Аронян--Крамник подогревалась их весенним матчем в Ереване, который армянский гроссмейстер выиграл со счетом 4:2. Правда, то были быстрые шахматы, но казалось, что дело чести чемпиона мира взять реванш. Очередной поединок оказался из области психологии. Аронян применил психологический прием, заставив Крамника играть против своего коронного дебюта -- каталонского начала, в свою очередь россиянин отказался от надежного, многократно апробированного подрыва центра с7-с5 в пользу малоизученной фланговой атаки a7-a5, явно рассчитывая на борьбу. Но она оказалась недолгой. После того как Левон предложил жертву пешки, Владимир надолго задумался и форсировал размены, удовлетворившись решением проблемы черного цвета. В испанской партии Леко--Ананд противники шли по накатанному пути, с которого Петер свернул на 17-м ходу. Однако Ананд уверенно разобрался в хитросплетениях позиции и сохранил статус-кво.

В российском поединке Грищук--Свидлер у каждого из соперников была своя мотивация. Грищук не прочь был последовать примеру Гельфанда и обыграть второго соотечественника (в прошлом туре им был бит Морозевич), а Свидлеру отступать с последнего места некуда. Поэтому выбор питерцем сложного московского варианта (разновидности варианта Ботвинника) понятен, хотя устраивал и москвича. В острейшей борьбе противники обменялись жертвоприношениями: Александр пожертвовал слона, а Петр отметился жертвой ферзя, после чего в сложившейся позиции динамического равновесия и обоюдном цейтноте противники не избежали ошибок, и на 41-м ходу был подписан мир.

После 6-го тура лидируют Ананд и Гельфанд -- по 4 очка, у Крамника и Грищука -- по 3,5, у Леко и Ароняна -- по 2,5, у Морозевича и Свидлера -- по 2.

Олег СТЕЦКО