Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума на состоявшемся вчера внеочередном собрании решили повысить с 1 октября тариф на прокачку нефти с 30,24 до 38 долл. за тонну и снизить процентную ставку по займам КТК с 12,66 до 6% годовых. В ответ российская сторона, как сообщает Интерфакс со ссылкой на источник, пообещала, что «документ
о расширении мощности трубопровода будет подписан до конца 2008 года». В «Транснефти», правда, подчеркивают, что Россия по-прежнему связывает увеличение пропускной способности нефтепровода КТК от казахского месторождения «Тенгиз» до порта Новороссийск со строительством другого
нефтепровода -- Бургас--Александруполис. Поскольку этот европейский проект находится пока только на стадии подготовки документации, расширение КТК может оказаться весьма далекой перспективой. В «Транснефти» вчера подчеркивали, что довольны результатами, ведь акционеры КТК одобрили все предложения российской монополии, которые она вынесла на рассмотрение собрания еще в июле.
Каспийский трубопроводный консорциум представляет своего рода частно-государственную структуру: одна половина ее принадлежит России (24%), Казахстану (19%) и Оману (7%), а другая -- частным нефтяным компаниям -- Chevron (15%), LUKARCO (12,5%), Rosneft Shell (7,5%), Mobil (7,5%), Agip (2%), BG (2%), Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75%) и Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%). Согласно уставу консорциум может привлекать заемные средства на строительство трубы только у компаний-учредителей. Когда российская сторона в конце 90-х вошла в КТК, средства на реализацию первого этапа проекта в размере 5 млрд долл. были уже привлечены. С запуском нефтепровода акционеры стали направлять почти всю выручку на погашение кредита, отказавшись от дивидендов.
Россию такое положение явно не устраивало. В течение нескольких лет она требовала рефинансировать задолженность либо повысить тарифы, однако ее предложения блокировались собранием акционеров, в первую очередь компаниями. Но в прошлом году удалось переломить ситуацию. Во-первых, под давлением российской стороны был назначен новый директор КТК -- топ-менеджер «Зарубежнефти» Владимир Раздухов, сменивший на посту представителя Chevron Йена Макдональда. Во-вторых, в сентябре прошлого года Федеральная налоговая служба обвинила российскую «дочку» консорциума КТК-Р в неуплате налогов за 1999--2003 годы на сумму 6,8 млрд руб. (она уже подтверждена судом). В конце апреля этого года Владимир Путин подписал приказ о передаче российской доли в КТК в управление «Транснефти».
В российской нефтетранспортной монополии вчера подчеркивали: решение акционеров КТК целиком заслуга бывшего главы «Транснефти» Семена Вайнштока (он покинул этот пост на прошлой неделе). В начале июля он в первый раз вынес на собрание акционеров КТК предложение снизить процентные ставки и повысить тариф до 38 долл., но акционеры традиционно проголосовали против. От них удалось добиться лишь одобрения выпуска еврооблигаций на 5 млрд долл. для погашения задолженности. Вчера представитель монополии, правда, пояснил, что акционеры «взяли время подумать». После того неудачного собрания г-н Вайншток пообещал ужесточить позицию России в отношении КТК. В середине июля стало известно о доначислении КТК-Р еще 7,5 млрд руб. налогов за 2004--2005 годы. «Семен Михайлович умеет убеждать, -- пояснили вчера в компании. -- За это время он смог представить акционерам хорошо аргументированную позицию России, которая показалась акционерам разумной. Они одобрили все предложения «Транснефти».
Впрочем, у акционеров КТК, по сути, не было другого выхода, кроме как подчиниться требованиям российской стороны. Особенно у Chevron. Добыча на нефтегазовом месторождении «Тенгиз» (запасы превышают 3,1 млрд тонн нефти) идет с отставанием, но компания уже объявила, что собирается в следующем году резко нарастить ее объем -- с 14,3 до 25 млн тонн. Сейчас КТК работает с максимальной загрузкой -- 31 млн тонн в год, и в этот нефтепровод дополнительная нефть «Тенгиза» попросту не влезет. Сейчас Chevron ищет альтернативный КТК маршрут. Одним из них может стать транспортировка по нефтепроводу Баку--Тбилиси--Джейхан. Однако этот вариант будет достаточно дорогим: требуются затраты на транспортировку морем, по железной дороге и, наконец, по трубе. Так что уже в следующем году расширение КТК должно стать для ее акционеров жизненно важной задачей.