Очередная волна резонансных ЧП прокатилась с начала недели по Ингушетии. Во вторник неизвестные расстреляли начальника уголовного розыска (УР) Сунженского РОВД Абдурахмана Мейриева, в среду в Назрани среди бела дня бандиты атаковали пассажирскую «Газель», в которой ехали сотрудники новочеркасского ОМОНа. Четыре милиционера были доставлены в больницу, где двое скончались. Также днем в среду центр Назрани фактически оказался захвачен местными жителями, вышедшими на митинг против похищений, которые участились в республике.
Поводом для масштабной акции недовольства, а митинговали вчера вечером уже более тысячи человек, стало исчезновение во вторник двух молодых людей по дороге из Грозного в Ингушетию. Рядовые ингуши уверены, что это похищение -- дело рук сотрудников спецслужб из Ингушетии или Северной Осетии. Противостоять возмущенным гражданским попытались милиционеры, разгонявшие народ выстрелами в воздух. По неофициальным данным, подобное негласное распоряжение поступило от главы республики Мурада Зязикова, который еще ранее заявлял, что не допустит в Ингушетии никаких акций протеста. Но когда в работников МВД полетели камни, они быстро ретировались.
Стихийная акция в Назрани продолжалась вчера до позднего вечера, и, по словам ее участников, они намерены простоять по меньшей мере двое-трое суток, чтобы обратить внимание на события в республике федеральных властей. Свою версию происходящего в Ингушетии сегодня был намерен представить и глава республики Мурад Зязиков в Москве на пресс-конференции, посвященную ситуации на Северном Кавказе. Но вчера поздно вечером пришло сообщение о ее отмене.
Очередное громкое убийство в Ингушетии произошло вечером во вторник. В станице Орджоникидзевская был застрелен и.о. начальника УР Сунженского райотдела милиции Абдурахман Мейриев. По данным райпрокуратуры, около 22.10, когда майор вышел из мечети, расположенной на территории Исламского института, после вечерней молитвы и едва сел в свою машину ВАЗ-21099, преступники открыли по автомобилю огонь из автоматов. Бандиты изрешетили машину и находящегося в ней мужчину. (Оперативники обнаружили на месте инцидента 58 гильз и два пустых рожка от автомата Калашникова.) Мейриев скончался в больнице спустя полчаса. Свидетелями преступления стали сотрудники ДПС. Они кинулись в погоню за «Жигулями», в которой ехали бандиты. Но тем, отстреливаясь, удалось покинуть машину и скрыться. В автомобиле милиционеры обнаружили автомат с отпечатками пальцев, пулемет и документы на имя Рустама Дзортова.
«Преступники практически установлены, принимаются меры по их задержанию», -- заявил вчера и.о. начальника Сунженского РОВД Багаудин Чаниев. По предварительным данным, нападавших было четверо.
Следователи высказали предположение, что убийство Мейриева связано с расследовавшимися им делами. Последние два месяца на территории Сунженского района громкие преступления совершаются чуть ли не каждую неделю. А станица Орджоникидзевская, находящаяся на территории района, и вовсе приобрела кровавую славу. 16 июля там произошло убийство, с которого, собственно, началась волна терактов в республике. Тогда
неизвестные расстреляли учительницу Людмилу Терехину и двух ее детей. Спустя три дня на кладбище во время похорон Терехиной взорвалась бомба. Были ранены восемь человек. В этом месяце в Орджоникидзевской были совершены нападения еще на две неингушские семьи. 3 сентября в своем доме были найдены убитыми отец и сын, корейцы по происхождению.
В ночь на 11 сентября неизвестные расстреляли семью цыган.
Неспокойно в Ингушетии было и вчера. Около полудня в Назрани на улице Муталиева преступники на серебристой «десятке» блокировали микроавтобус, в котором к месту командировки в Ингушетию ехали омоновцы из Ростовской области. Четыре милиционера, в том числе водитель микроавтобуса, были ранены. Несмотря на это, находившемуся за рулем «Газели» прапорщику удалось вывести машину из-под обстрела и доставить пострадавших сослуживцев в госпиталь. Однако спасти его жизнь врачам не удалось. Позже от ранений в больнице скончался еще один омоновец.
Ближе к вечеру, в 19.35, в Назрани неизвестные вновь атаковали милиционеров, обстреляв стоявший у республиканской больницу «УАЗ». Машина оказалась бронированной, и никто из силовиков не пострадал.
Поздно вечером в среду автоматные очереди раздались в Назрани, в районе железнодорожного вокзала. Выстрелами в воздух милиционеры попытались разогнать стихийный митинг, на который собрались родственники пропавших без вести местных жителей. Поводом для него стало исчезновение в Заводском районе Грозного троюродных братьев Аушевых -- 25 и 22 лет, оба носят имя Магомед.
Молодые люди приехали в Грозный на поезде из Астрахани, где летом подрабатывали в ремонтной бригаде. В родное ингушское село Сурхахи из Чечни они планировали добраться на такси. Но в районе поселка Черноречье машина, в которой ехали Аушевы, была блокирована тремя автомобилями, откуда выскочили люди в камуфляже. Они вытащили парней из такси и, избивая, усадили в «Газель». Все это выяснили родственники похищенных, кинувшиеся в Чечню на розыск таксиста (его также избили неизвестные в камуфляже), когда братья не вышли на связь. Кроме того, родные Аушевых узнали, что, пересекая границу с Ингушетией, похитители показывали удостоверения сотрудников спецслужб. В МВД Чечни вчера официально сообщили, что их сотрудники каких-либо спецопераций в районе Черноречья не проводили.
В похищении братьев Аушевых собравшиеся вчера утром в Назрани жители села Сурхахи обвинили сотрудников ингушского УФСБ и их коллег из Северной Осетии. 17 июня старшего из братьев Аушевых уже похищали. По рассказам молодого человека, его несколько часов пытали и отпустили с условием работать на ФСБ.
В июне жители Сурхахи не позволили увезти в неизвестном направлении еще одного молодого парня из тейпа Аушевых -- Халида. За ним приехали из ФСБ, но родные перекрыли дорогу и не выпустили машины спецслужб. Тогда сельчанам помогли местные милиционеры. Они сопроводили их до Назрани, где в течение нескольких дней жители Сурхахи митинговали. Разойтись их уговорил назначенный тогда новым главой республиканского МВД Мусса Медов. Он пообещал разобраться с происходящим в республике произволом.
Вчера на его слова митингующие уже не реагировали. С раннего утра в среду в Назрани оказалась перекрыта одна из главных дорог города -- улица Чеченская. Помимо этого митингующие разобрали рельсы, по которым ежедневно ходит электричка сообщением Назрань--Минводы. В течение дня на месте проведения акции побывали Мусса Медов, местные депутаты, но уговорить митингующих вернуться домой им не удалось. Не помогла и стрельба в воздух, которую открыли окружившие толпу милиционеры и военные. Протестующие попросту закидали их камнями.
К вечеру в Назрани митинговали более тысячи человек. Силовики взяли их в плотное кольцо и подогнали БТР, машины скорой и пожарных. По заявлениям митингующих, акцию протеста они не намерены прекращать до конца недели.