|
|
N°171, 20 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скрытые идеи
Первые четыре тура чемпионата мира по шахматам, проходящего в Мехико, не выявили серьезного преимущества главных фаворитов. Согласитесь, «+1» лидеров после трети дистанции маловато, особенно если вспомнить спурт Веселина Топалова (6,5 очка в первом круге) на предыдущем чемпионате мира в Аргентине. Однако пятый тур оказался на редкость результативным и смешал все прогнозы.
После того как Владимир Крамник, игравший черными с Петером Леко, без труда решил главные стратегические проблемы в итальянской партии и на 24-м ходу был подписан мир, сражения на остальных столиках не обещали миролюбия. Разве что в поединке Ананд--Свидлер, где была разыграна атака Маршалла, имеющая репутацию ничейной, казалось, что Ананд также не претендует на большее. Понятен был и дебютный выбор Петра, никогда не выигрывавшего у Виши и «задолжавшего» ему три поражения, причем все черными. Однако питерский гроссмейстер сумел удивить своего противника новой идеей: вопреки общепринятому плану контригры, где черные за пожертвованную пешку атакуют короля, он применил новый стратегический план игры, где черные просто усиливают свою позицию. Она долгое время и хранила в себе напряжение, но чувствовалось, что энергии у Свидлера маловато, в то же время Ананд не дремал. Он сумел прорваться на ферзевом фланге и заслуженно победил, став единоличным лидером.
Борис Гельфанд стартовал с четырех ничьих, хотя ему явно не повезло с жеребьевкой -- трижды пришлось сражаться черными. Но если обычно миролюбивого Бориса спровоцировать на борьбу белыми, он очень опасен. В этом убедился Левон Аронян, избравший черными агрессивный, хотя и рискованный вариант модерн-Бенони. Но, как выяснилось вскоре, все-таки советская шахматная школа кое-что значит: Гельфанд знал скрытые идеи этого варианта (помнится, автору этих строк их показывал Юрий Разуваев), а Аронян, похоже, нет. Попав под стратегический пресс на ферзевом фланге, он вынужден был ослабить королевский фланг, что привело к потере качества и атаке на короля. Выиграв партию, Гельфанд догнал Крамника.
Догнал чемпиона мира и Александр Грищук. Плодотворно покопавшись в теории так называемого вестфальского варианта, он применил подзабытый со времен 80-х годов план игры, заставивший Морозевича погрузиться в глубокие раздумья, следствием которых стало ослабление королевского фланга и атака на короля, приведшая к материальным потерям.
После пятого тура лидирует Ананд -- 3,5 очка, у Крамника, Грищука, Гельфанда -- по 3, у Леко, Морозевича, Ароняна -- по 2, у Свидлера -- 1,5 очка.
Олег СТЕЦКО