|
|
N°171, 20 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дмитрий Турсунов: Опыт Тарпищева незаменим
В пятницу в Москве в СК «Олимпийский» стартует полуфинал Кубка Дэвиса между сборными России и Германии. Накануне этого матча корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА побеседовала с участником российского квартета Дмитрием ТУРСУНОВЫМ.
-- Капитан российской сборной по теннису Шамиль Тарпищев оценил шансы обеих команд как 50 на 50. На ваш взгляд, в чем плюсы и минусы соперников?
-- Об этом сложно говорить, потому что в Кубке Дэвиса большое значение имеет психологический настрой. Даже не столько настрой, а то, как теннисисты справятся с тем колоссальным давлением, которое они испытывают в командных соревнованиях. На корт может выйти игрок, который в мировом рейтинге значится выше своего оппонента, но в силу вышеупомянутой причины будет зажат психологически и проиграет встречу. Лидер немецкого квартета Томми Хаас стоит ниже нашего Коли Давыденко, но у немца достаточно опыта, чтобы выйти и сыграть хорошо в этом матче, не играя хорошо.
-- Какую роль вы отводите себе в этом полуфинале?
-- На данный момент я являюсь запасным, потому что Миша Южный, Коля Давыденко и Игорь Андреев все-таки лучше и результативнее играют на грунте. Но я не исключаю возможности, что меня могут поставить на замену в любой момент, в любом матче. Никто не застрахован от неожиданностей, все может случиться, кто-то травмируется или почувствует себя не лучшим образом, будет не в форме. Я готов сыграть и в паре, и в одиночке, потому что, как вы помните, в матче против США меня поставили на одиночный разряд, хотя, если честно, я не ожидал такого.
-- Как ваша травма?
-- Все в порядке. Хотя нельзя сказать, что я в идеальной форме. Почти у всех спортсменов такого уровня всегда что-то болит. Вопрос лишь в том, возможно ли играть с такой болью или нет, не последует ли за этим какая-то более серьезная травма, если вопреки плохому самочувствию продолжать выступать.
-- Вы прошли какой-то специальный курс лечения?
-- В психической клинике. Нет, конечно, это я шучу. Хотя у спортсменов все может быть, даже наша команда в этом смысле не стала исключением. Нет, никакого специального курса я не проходил, просто время залечивает лучше, чем что-либо. В спорте многие лекарства и медикаменты запрещены, потому что это расценивается как допинг. Просто надо дать себе немного передохнуть, прописать щадящий режим на ту часть, которая повреждена. Но продолжать тренироваться все-таки необходимо, потому что войти в форму сложнее, чем выпасть из нее. Когда у меня была проблема с кистью, я все равно играл и тренировался, делал все, что мог, кроме удара слева.
-- Предстоящий полуфинал пройдет на грунте, в этом смысле вы поддерживали свою форму или будете играть с листа?
-- Можно сказать, что с листа. За исключением двух-трех дней, когда я тренировался на зеленом грунте в Америке, перед тем как прилететь в Москву. Но после «Ролан Гаррос» фактически я не выходил на грунт.
-- Зеленый грунт отличается от красного, который положили в «Олимпийском»?
-- Тот грунт, который положили в «Олимпийском», очень отличается от французского. В Париже покрытие ровное, достаточно жесткое, сверху насыпан красный песок. А здесь, в Москве, грунт рыхлый, скользить на нем сложнее, чем во Франции. Кроме того, «зеленка» отличается от красного грунта скоростью отскока мяча. Американская «земля» быстрее, чем в «Олимпийском».
-- Но вам это покрытие подходит?
-- Мне сложно жаловаться, потому что все игроки находятся в одинаковых условиях. Просто кто-то проще и быстрее перестраивается и играет на нем лучше меня, потому что я не «грунтовик». Предыдущие десять лет я играл преимущественно на харде и только два последних года начал на грунте. Естественно, мне сложнее передвигаться, чем европейцам, которые всю жизнь играли на нем.
-- Если сборная России выиграет этот полуфинал, то Шамиль Тарпищев одержит 102-ю победу в своей карьере капитана. Насколько важна его роль, его вклад в победы сборной?
-- Результат говорит сам за себя. Вряд ли Тарпищев остался бы на этом посту, если бы не было такой статистики. Естественно, что он знает, что делает. Мне кажется, что он в большей степени великий психолог, лидер команды, который, как шахматист, переставляет фигуры на доске.
-- Иными словами, Тарпищев заранее может предсказать ходы соперников и что нужно сделать, чтобы склонить ситуацию в свою пользу?
-- Я бы не взялся так утверждать, потому что Тарпищев человек, а не Господь Бог, и ему тоже свойственно ошибаться, как и всем остальным. Но он страхует себя тем, что может создать достаточно комфортную ситуацию для всех игроков в тренировочном и игровом процессе. Кроме того, он предоставляет игрокам определенную свободу решений, в то время как некоторые тренеры хотят все взять на себя. Тарпищев достаточно опытный профессионал и не пытается давить на игроков. И если он видит, что кто-то пребывает не в лучшей форме, то он способен привести такие логические доводы, все так объяснить, чтобы игрок не чувствовал себя пешкой, которую просто убрали с доски, потому что она не нужна. Его опыт незаменим. И большую часть побед мы одерживаем как команда, а не как отдельные личности. Кубок Дэвиса тем и хорош, что мы являемся здесь единым целым.
-- Параллельно с нашим полуфиналом в Гетеборге сборной Швеции будут противостоять американцы. И в случае их победы финал пройдет за океаном. У Тарпищева вновь могут возникнуть проблемы с визой, в этом случае вы готовы сыграть без капитана?
-- Глупо отвечать, что не готовы, что не поедем без капитана и не будем играть. Но я затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что не был в такой ситуации и честно не могу говорить, насколько этот факт повлияет на команду. Но думаю, что мы тоже взрослые люди, что если какие-то обстоятельства не позволят Тарпищеву присутствовать там, мы сделаем все возможное, чтобы проявить себя с лучшей стороны. В конце концов можно воспользоваться Интернетом, телефоном, не столько для того, чтобы он виртуально руководил нами, а чтобы он не чувствовал себя оторванным от сборной. За все те матчи, что мы сыграли вместе, мы с ним сдружились не только как с капитаном, но и как с товарищем.
|