Нынешняя неделя началась в Киргизии с упразднения конституционным судом (КС) двух конституций, принятых в спешке в конце 2006 года одна за другой.
Судьи вернули страну к старому основному закону, утвержденному в 2003 году при экс-президенте Акаеве. А вчера в Бишкеке были озвучены новые конституционные инициативы. Президент Киргизии Курманбек Бакиев выступил с посланием к народу и парламенту. Он объявил о проведении 21 октября этого года всенародного референдума, на который внес проект изменений в конституцию страны. Бакиев сообщил, что вчера же он издал по этому поводу указ.
Объявление референдума по новой конституции стало давно ожидаемой сенсацией, к тому же накануне киргизский парламент принял закон о референдуме. Значимости события это не умаляет. Ведь проведение конституционной реформы было главным лозунгом киргизской оппозиции, которая на волне событий 24 марта 2005 года привела к власти Курманбека Бакиева. Вчера киргизский президент назвал решение КС по ноябрьскому и декабрьскому вариантам конституционных изменений свидетельством того, что «конституционная реформа зашла в тупик». Основной закон г-н Бакиев назвал «жертвой политической борьбы», поскольку реформу конституции направляла схватка за власть между различными политическими силами. Президент Киргизии, надо отдать ему должное, признал и свою в этом вину.
Оглашая вчера свое послание, Бакиев неожиданно отклонился от написанного текста и стал объяснять, почему он как глава государства подписал ноябрьскую конституцию. Как уверяют шутники, та конституция достойна внесения в Книгу рекордов Гиннесса. Для принятия в парламенте в ночь на 8 ноября основного закона, провозглашавшего Киргизию парламентско-президентской республикой, депутатам понадобилось всего две (!) минуты. Бакиев припомнил ту ночь, когда у стен Белого дома, где находятся резиденции президента и правительства, бушевал митинг оппозиции, и рассказал, что «ему известно о том, сколько автоматов было изъято из машин», там находившихся. Президент сказал, что «один-два выстрела в сторону Белого дома могли бы перерасти в события, последствия которых известны были бы одному Богу...». Он добавил, что согласился подписать текст ноябрьской конституции, когда пришедшая к нему в ту ночь группа депутатов пообещала, что кроме «просьбы о сокращении его полномочий», а этот вопрос, заметил Бакиев, его «не так сильно интересовал», новых требований уже не будет.
Президент поделился с народом и обобщениями из пережитого вместе с ним. Согласно Бакиеву, «политические конфликты и гражданские противостояния и даже сама идея гражданского протеста ни к чему хорошему не приводят». С подобными сентенциями еще можно было бы согласиться, если бы Курманбек Бакиев оговорился, что этот вывод может быть сделан только на основании событий в Киргизии, да и то в ограниченном масштабе. Иначе как можно понимать сказанные им вслед за этим слова: «Критический общественный настрой по отношению к власти -- следствие отступления от демократии, допущенного в последние годы правления Аскара Акаева». Ведь если бы не гражданское противостояние, покончившее с акаевским правлением 24 марта 2005 года, не было бы и нынешнего, бакиевского правления...
Киргизский президент заявил, что согласно «требованию народа» по «установлению демократического политического режима» в его варианте конституции предлагается формирование парламента на основе представительства политических партий. Проведение выборов по одномандатным округам по опыту предвыборной кампании 2005 года Бакиев назвал источником «серьезных проблем», «подкупа избирателей, разделения народа в каждом селе, а то и в каждой семье», «захвата судебных органов» и даже «вооруженного противостояния сторонников тех или иных кандидатов». «Все это надо остановить», -- сказал президент Киргизии.
Курманбек Бакиев подверг жесткой критике парламент, закрепивший выборы по партийным спискам еще в ноябре 2006 года, но так и не принявший за это время необходимых поправок в кодекс о выборах. Поэтому Бакиев предложил вынести на референдум еще и проект выборного кодекса. Кроме того, президент объявил, что «принял решение создать и поддержать партию, которая станет партией созидания и действия». Эта инициатива Бакиева была воспринята значительной частью киргизской элиты с наибольшей долей скепсиса, поскольку этот шаг может предвещать усиление административного ресурса в руках у президента. Критике был подвергнут и слишком сжатый срок -- всего один месяц, который президент отвел народу на ознакомление с проектом новой конституции.
После вчерашнего выступление президента становится очевидной правильность прогнозов, в том числе сделанных «Временем новостей», что нынешний киргизский парламент может быть распущен еще до нового года, после чего в стране будут объявлены досрочные парламентские выборы. В целом же вчерашнее послание президента Киргизии стало значительным событием в жизни страны. Курманбек Бакиев изложил весьма цельную и последовательную программу оздоровления экономики и улучшения жизненного уровня населения. Не обошлось, правда, и без откровенно популистских обещаний. Бакиев сообщил, что поручил правительству ежеквартально увеличивать заработную плату, пенсии и пособия. Как при этом будет расти инфляция, сказано не было.