|
|
N°11, 23 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Петр Симоненко: Уважайте и любите русских!
На Украине в разгаре избирательная кампания -- в конце марта пройдут выборы в Верховную раду. В Москве за происходящим в соседнем государстве следят более чем внимательно: Россия заинтересована в том, чтобы новый парламент был лояльно настроен к двустороннему сотрудничеству, под которым прежде всего подразумеваются благоприятные условия для российского капитала. Газета «Время новостей» начинает серию публикаций, которые познакомят читателей с основными претендентами на места в украинской законодательной власти. Наш киевский корреспондент Светлана СТЕПАНЕНКО побеседовала с лидером Компартии Украины Петром СИМОНЕНКО. КПУ, как всегда, один из фаворитов выборов, хотя опросы прочат ей только второе место, после блока Виктора Ющенко, который за недолгий срок своего премьерства сумел добиться выплаты многомиллиардной задолженности по пенсиям и зарплатам.
-- На прошлых выборах вы имели стабильное первое место, теперь блок Ющенко «Наша Украина», похоже, соберет почти вдвое больше голосов, чем КПУ. Электорат меняет взгляды?
-- Нет. СМИ раскручивает еще один предвыборный миф о том, что в обществе нет ведущей политической силы. Мы на это меньше всего обращаем внимание. Кто, кроме коммунистов, будет пользоваться поддержкой в обществе, где большая часть населения не может прокормить семью, найти работу, избавиться от социальной безысходности? Если бы не спекулировали на теме авторитета партии, ее исторического прошлого -- это наша судьба, это наш крест, -- мы бы получили еще большую поддержку. Коммунисты предлагают взять с собой позитив, который был в годы советской власти.
-- Ваша платформа отличается от программы российских коммунистов?
-- Отличие в украинской специфике. Российские коммунисты чувствуют себя партией великой страны, экономика которой мало зависит от внешних тенденций. КПУ же выступает за тесную экономическую и политическую интеграцию с Россией, Белоруссией, защиту внутренних рынков от иностранных влияний, придание русскому языку статуса второго государственного (за это нас часто называют антигосударственнической партией). Мы исходим из принципа, что надо уважать и любить свой народ, русских, которые работают и живут на благо Украины!
-- Не считаете ли вы, что социалисты, раскрутившие «кассетный скандал», стали мощными конкурентами КПУ, в том числе в борьбе за российскую поддержку? Мороз, политическая платформа которого весьма перспективна, стал частым гостем в Москве...
-- Коммунисты чаще встречаются с представителями российской политической и управленческой элиты, чем СПУ, хоть и не афишируют эти встречи. КПУ за сотрудничество с левыми, однако не всегда можно выработать общую стратегическую линию с СПУ, которая поддерживает отношения с западной социал-демократией, посещает штаб-квартиру НАТО, проводит встречи в США.
-- Как вы оцениваете тот факт, что коммунистов называют партией, лояльной украинским властям? Такое мнение доводилось слышать и от социалистов, которых вы не поддержали во время «кассетного скандала».
-- Власти не могут нас убить, потому пытаются задушить в объятиях -- распространяют в СМИ мифы о нашей лояльности. Как мы можем быть удобны властям, если мы людей на митинги тысячами выводим? Что касается «кассетного скандала», я еще на первой встрече партий, 13 декабря, не получил ответа на вопрос, готова ли оппозиция взять на себя ответственность за возможное кровопролитие, если власть решится на применение силы. Форум национального спасения, созданный в разгар скандала, канул в Лету, поскольку не определил методы борьбы и границу, до которой готовы дойти организаторы. Теперь эти партии оправдывают свою несостоятельность -- Тимошенко кивает на Мороза, рухи -- друг на друга. КПУ поддержала первые демонстрации, хоть нас обвиняли в том, что мы чуть ли не провокаторы и самоотстранилась, когда на Крещатике пролилась кровь. Кроме того, мы были не согласны с правыми, которые планировали привести к власти Ющенко -- проамериканского политика, спекулирующего на национальной идее.
-- Насколько честными будут парламентские выборы? Много ли вы потеряете на «административном ресурсе»?
-- В 1998 году у нас забрали 10--15% голосов. Недавняя беседа с президентом лишь подтвердила мои предположения. Когда я резко высказал позицию КПУ по закону о пропорциональной системе выборов, Леонид Кучма ответил, что не подпишет закон, поскольку в этом случае коммунисты получат 37% голосов. Сейчас КПУ пытаются ослабить, клонируя ручные партии по указу администрации президента либо политтехнологов, которые там работают. Это и КПРС (перевод на украинский аббревиатуры КПСС. -- Ред.), и Компартия трудящихся, и КПУ(о). Лидер последней сидит в «Трудовой Украине» у Тигипко, Шарова, Пинчука и Деркача, деятельность которых, как кое-кто утверждает, имеет преступный характер.
-- Петр Николаевич, про КПУ говорят, что ее предвыборная кампания финансируется за счет российских средств...
-- Эту «дохлую кошку» таскают давно и сразу о ней забывают по завершении выборов. Мы не боимся трескотни -- КПУ народная партия, на счет которой люди перечисляют свои честно заработанные деньги. В газете «Коммунист» мы сотням из них выражаем благодарность. Мы еще поборемся!
беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО