Председатель Центризбиркома Узбекистана Мирзо-Улугбек Абдусаломов вчера официально объявил о начале избирательной кампании по выборам президента страны. Выборы назначены на 23 декабря нынешнего года, а старт кампании -- на 21 сентября. Таким образом был положен конец дискуссиям, ведущимся с января в неподцензурной узбекской прессе (в основном на интернет-сайтах) и в мировых СМИ, относительно возможных сценариев, по которым первый и бессменный президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов на легитимных основаниях собирается остаться у власти на очередной срок.
Подавляющее большинство наблюдателей согласно с тем, что
президентские полномочия г-на Каримова истекли еще 22 января 2007 года. В этот день закончился семилетний срок его президентства, отсчитываемый с 22 января 2000 года, когда избранный главой государства Ислам Каримов в присутствии депутатов олий мажлиса (узбекского парламента) присягнул на Коране и конституции и поклялся «верно служить народу Узбекистана, строго следовать конституции и законам республики».
Но конституция сделала президента нарушителем данной им присяги. Если статья 90 основного закона говорит, что «президент Узбекистана избирается сроком на семь лет», то статья 117 предусматривает, что выборы президента проводятся «в год истечения конституционного срока его полномочий -- в первое воскресенье третьей декады декабря». При этом конституция обязывает президента находиться на своем посту вплоть до вступления в должность очередного президента. Получается, что г-н Каримов продлил свои полномочия с помощью двусмысленно прописанного основного закона как минимум на 11 месяцев (с 22 января по 23 декабря 2007 года) и как максимум на 13 месяцев (плюс еще пара месяцев до инаугурации очередного президента, которого изберут 23 декабря).
Конституционная несуразица в Узбекистане стала следствием
проведенного в 2002 году референдума. На него вынесли два вопроса: о преобразовании парламента из однопалатного в двухпалатный и об увеличении срока президентских полномочий с пяти до семи лет. Разумеется, подавляющее большинство избирателей, больше 90%, ответило «да» на оба вопроса. Бывший тогда председателем ЦИК Абдурафик Ахадов, как напоминает сайт Ferghana.ru, заявил, что продление полномочий президента на два года не будет относиться к избранному в 2000 году Исламу Каримову, а вступит в действие только после следующих президентских выборов. Неизвестно, был ли наказан экс-глава ЦИК за это опрометчивое обещание, но больше о нем в Узбекистане никто и никогда не вспоминал. Полномочия г-на Каримова были по результатам референдума автоматически продлены до 2007 года.
Получилось, что закон как бы изменили задним числом -- выбирали на пять лет, а они обернулись семью годами. А 2005 год, когда в стране должны были пройти очередные президентские выборы, запомнился совсем другим событием -- трагическим майским кровопролитием в Андижане...
Весь нынешний год узбекские власти делали вид, что никаких проблем с истечением легитимности пребывания г-на Каримова на своем посту нет. Ни одной статьи в официальной прессе, ни одного выступления в парламенте, в котором теперь разрешена деятельность оппозиционных фракций. Теперь, когда уже объявлена дата президентских выборов, сомневаться в легитимности главы государства и вовсе не приходится.
Как не приходится сомневаться и в том, что Ислам Абдуганиевич Каримов, которому в январе 2008 года исполнится 70 лет, будет избран президентом на следующий семилетний срок. Впрочем, пока его кандидатура еще не выдвинута. Как заявил пресс-секретарь ЦИК г-н Алимов, никаких заявок от кандидатов в президенты еще не поступало.
Между тем, как сообщает Ferghana.ru, о своем намерении баллотироваться в президенты заявили три человека, называющие себя правозащитниками, -- психолог Ахтам Шаймарданов, экономист Джахонгир Шосалимов и пищевик Абдулла Тоджибой-угли. Эти достойные люди, вне всякого сомнения, смогут внести достойный вклад в обеспечение альтернативного характера выборов, даже если они не будут зарегистрированы в качестве кандидатов в президенты. Сам факт того, что кто-то в Узбекистане осмелился бросить вызов самому Исламу Каримову, позволит ему утверждать, что узбекская демократия находится на марше. Другое дело, что вслед за президентом России г-н Каримов может повторить, что «не для того горбатился» много лет, «чтобы оставить страну слабому президенту». А сильнее Каримова может быть только сам Каримов.