Время новостей
     N°170, 19 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2007
Неигровое преимущество
В Москве открылся фестиваль «Новые образы Америки»
Второй по счету массовый десант американских кинематографистов приурочили к 200-летию дипломатических отношений между Россией и США, так что значительная часть программы посвящена всевозможным влияниям и поискам «русского следа» в дебрях американской независимой культуры. К примеру, хедлайнер текущего фестиваля режиссер Слава Цукерман, известный как автор культового «Жидкого неба» и менее известный как режиссер советского «научпопа», привез в Москву картину «Перестройка». Зрители программы «Классика Голливуда» поневоле будут прислушиваться к «русскому акценту» в исполнении Греты Гарбо («Ниночка») и Орсона Уэллса («Мистер Аркадин»). А показ классической картины Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин» будет связан с выходом в прокат ее русского ремейка.

Программа «Индивид» обещает вполне ожидаемые презенты в виде последней ленты Гаса ван Сента («Параноидпарк) и режиссерского дебюта Стива Бушеми («Одинокий Джим»). Самой непредсказуемой частью фестиваля обещает стать программа неигрового кино «Экран.doc», в рамках которой покажут «образы Америки», далекие как от ее официального имиджа, так и от пресловутого «русского следа». В современной России вообще отсутствует такой жанр, как прокат документальных фильмов. Так что возможность увидеть неигровые ленты, собирающие в Америке полные залы и идущие в прайм-тайм на телевидении, -- это своего рода эксклюзив и даже диковинка. Словосочетание «коммерчески успешное документальное кино» в России звучит как оксюморон и ассоциируется разве что с обласканными «Оскаром» политическими агитками Майкла Мура. Программа «Экран.doc» составлена из прокатных хитов разных лет, никак не связанных с политической риторикой и сиюминутной конъюнктурой, и представляет самые разные виды документального кино: от семейной мелодрамы до военного репортажа.

Главным героем «Экрана.doc» станет американский режиссер Ди-Эй Пеннебейкер, один из основателей cinema verite -- «прямого кино о реальных людях». Поклонникам современного «реального кино» будет полезно вспомнить об истоках жанра. В 1959 году Ди-Эй Пеннебейкер снял революционную по тем временам серию документальных фильмов «Живая камера». А в середине 60-х его картины «Монтерей-поп», «Дневник Вудстока», «Не оглядывайся» (о Бобе Дилане) стали первыми документальными лентами, добившимися успеха в широком прокате. Для американцев поколения 60-х Пеннебейкер такая же знаковая фигура, как Энди Уорхол. На его малобюджетных лентах, снятых ручной 16-миллиметровой камерой, выросло целое поколение независимых американских режиссеров. На фестивале помимо классических лент Пеннебейкера, снятых в манере cinema verite, покажут и его поздние работы: «Оперативный пункт» -- о предвыборной кампании Билла Клинтона и Startup.com -- о героях поколения «сетевого бума».

Картина Оливера Ходжа «Воин свалок» представляет собой портрет американского архитектора-нонконформиста Майкла Рейнольдса. На протяжении вот уже 30 лет живущий в Нью-Мехико Рейнольдс и его последователи возводят необычные жилые дома из пивных банок, машинных шин и пластиковых бутылок, самостоятельно обеспечивающие себя водой и электроэнергией. В фильме не только воспроизведен весь цикл строительства подобного экосооружения, но и задокументирована кафкианская история конфликта архитектора-самоучки с местными властями. Режиссер Оливер Ходж прежде занимался созданием спецэффектов для таких масштабных проектов, как «Лара Крофт -- расхитительница гробниц» и «Звездные войны», но после знакомства с архитектурными идеями Рейнольдса основал независимую кинокомпанию специально для реализации проекта «Воин свалок».

Режиссер Гари Хастуит в своем фильме «Гельветика» исследует пространство современных мегаполисов, изучая городские надписи и шрифты, которыми они сделаны. Помимо динамично снятых городских эпизодов в фильм вмонтировано несколько десятков интервью с ведущими дизайнерами, которые объясняются в любви к тому или иному шрифтовому решению. Если «Гельветика» ассоциируется у многих с ненавязчивой легкостью, то «Ариал», к примеру, с официальной строгостью. Вмонтированные в городское пространство слова обладают разными голосами -- одни кричат, другие шепчут, третьи успокаивают. В картине Гари Хастуита анализируется довольно узкая проблема влияния шрифтов на психологию восприятия, но попутно разбирается вся история американского дизайна.

«Березовая улица, 51» -- самая «зрительская» картина документальной программы фестиваля. Режиссер-документалист Даг Блок исследует неизвестные подробности 50-летнего брака своих родителей. Поводом к разбирательству послужил возмутивший родственников факт, что их 83-летний отец сразу после смерти матери переехал жить к своей бывшей секретарше. Режиссер Даг Блок заново перебирает семейный эпистолярный архив, анализирует сюжеты старых фотографий, перечитывает материнский дневник, беседует с дальними родственниками, чтобы по немногочисленным и тщательно законспирированным фактам реконструировать историю родительских отношений, которая оказывается далекой от образа идеальной американской семьи.

Эти и другие реконструкции и документы далекой от идеала реальности на фестивале «Новые образы Америки» экспонируются в ТЦ «Европейский» до 23 сентября.

Наталья БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино