|
|
N°11, 23 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бабий бум
Третьяковка рассказывает женские истории
Обзавидовалась, видно, ГТГ коммерчески успешным мегапроектам Русского музея. Решила сделать нечто подобное на собственной территории. В Русском музее «Красный цвет». У нас пусть будут «красны девицы» -- вся панорама женского творчества, от Древней Руси до 2001 года. Тема звучит монументально. Недостатка в экспонатах нет, а аморфность идеи с лихвой окупится дорогущим каталогом с цветными картинками.
Увы, с каталогом в Третьяковке накладочка вышла. Ко вчерашнему вернисажу выставки «Искусство женского рода» он опоздал. Зато экспозиция получилась вполне масштабной и совсем невнятной. По этим двум составляющим она с проектами Русского музея соперничать еще как может.
На пресс-конференции куратор проекта замдиректора ГТГ Лидия Иовлева посетовала на то, что «Женский род» в Третьяковке показан на год позже, чем совпадающие по концепции «Амазонки авангарда», организованные фондом Гуггенхайма. На самом деле причин для беспокойства нет. Совпадение только в букве «Ж». Творчество шести дам авангарда (Гончаровой, Поповой, Степановой, Розановой, Удальцовой, Экстер) являло пример специфического женского дискурса в истории искусств. Границы этого дискурса очерчены футуристической утопией, включая образы «фаллической женщины», мирового андрогина и других, не менее симпатичных будетлян. Каков специфический женский дискурс (женский текст) новой выставки -- совершенно непонятно.
Экспозиция открывается произведениями средневекового золотного шитья, созданными девушками из царских и княжеских мастерских. Затем следует несколько примеров домашнего рукоделия (вышивка с фруктами) от русских императриц и великих княжон XVIII--XIX столетий. Потом -- художницы эпохи передвижников. Далее -- мирискуснические мастерские рубежа XIX--XX веков (Елена Поленова, Мария Якунчикова-Вебер, Нина Симонович-Ефимова, княгиня Мария Тенишева). Внезапно дизайн меняется. Из красного коридора мы попадаем в белый. На стенах легкая кавалерия амазонок авангарда. За ними -- генеральши и «чердачницы» 30--50-х (от Веры Мухиной до Татьяны Мавриной). Отдельным блоком -- семидесятники, включая метафорическую школу Жилинского: Назаренко, Нестерова, Булгакова. В зону актуального женского искусства ведут ступеньки, оформленные инсталляцией Татьяны Назаренко «Переход». В зоне -- хрестоматия концептуализма: Ирина Вальдрон, Мария Константинова, Айдан Салахова, Ольга Тобрелутс, Татьяна Антошина, Ирина Нахова. Обозрели пять веков женского искусства -- и на выход.
Главный прокол новой выставки в том, что ее авторы совершенно не отличают эпохи, в коих гендерный вопрос был действительно актуален (восемнадцатое столетие, Серебряный век, авангард, концептуализм), от тех, когда этой проблемы просто не существовало. Потому в итоге оцениваем мы не идею новой выставки, а -- традиционно для проектов главных музеев страны -- всю историю русского искусства. По-своему это, конечно, увлекательно. Особенно когда стоишь у картины «Рожь» Ольги Лагоды-Шишкиной и вспоминаешь «Рожь» ее супруга, Шишкина Ивана. «И травинка, и лесок, в поле каждый колосок». Найдите, в общем, десять отличий. Нашли? Тогда считайте, что гендерный вопрос вами решен.
Сергей ХАЧАТУРОВ