Время новостей
     N°169, 18 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.09.2007
«У нас есть план эвакуации наших людей»
О ситуации вокруг Ирана спецкору газеты «Время новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал заместитель министра иностранных дел России Александр ЛОСЮКОВ.

-- В Тегеране 16 октября должен состояться саммит прикаспийских государств, там ждут и главу российского государства. Однако США все чаще говорят о планах массированных бомбежек Ирана. Не опасно ли президенту Путину участвовать в этом мероприятии?

-- Не знаю, будут ли американцы бомбить во время прикаспийского саммита. Думаю, до саммита воздержатся -- в противном случае они получили бы серьезные проблемы. Вообще говоря, бомбардировки Ирана стали бы неправильным шагом, ведущим к катастрофическим последствиям. Можно сказать и так: это стало бы катастрофическим шагом, который привел бы к неправильным последствиям.

-- Есть ли у нас механизм консультаций с США, чтобы Россия успела спасти от бомбежек наших специалистов в Иране, в частности участвующих в строительстве Бушерской АЭС?

-- Поскольку обстановка в Иране сложная, у нас есть планы эвакуации наших людей. Они проработаны и могут быть задействованы. Но я очень рассчитываю на то, что силовой сценарий не будет реализован. Во-первых, это исключительно обострило бы ситуацию на Ближнем Востоке, которая и так хуже некуда. Во-вторых, вызвало бы крайне негативную реакцию мусульманского мира. Я, конечно, не могу знать, как идет мыслительный процесс в Соединенных Штатах, но их силовые акции стали бы крупной дипломатической и политической ошибкой.

-- Складывается впечатление, что чем теснее Иран взаимодействует с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), тем больше -- как в свое время это было в случае с Ираком -- раздражается Вашингтон. Можно ли предотвратить неадекватные силовые акции США?

-- Конечно, напор на Иран со стороны США и западных стран очень сильный. В чем-то их опасения понятны. Чтобы устранить эти опасения, Ирану следовало бы действовать более открыто, демонстрировать больше доброй воли. Но мы можем только высказывать свое мнение. У Ирана есть свои соображения, которыми он и руководствуется. В нашем диалоге с Ираном мы подчеркиваем, что Тегерану надо идти навстречу международному сообществу, имеющимся озабоченностям, быть более открытым. Разговор с иранцами на эту тему идет постоянно и будет продолжаться.

Есть серьезные вопросы к Ирану, на которые он должен отвечать. Надо добиваться, чтобы это происходило через МАГАТЭ или какими-то другими аналогичными способами. Иного решения нет. А «набить горшков» и создать еще один Ирак, да еще в дополнение к Афганистану, означает дестабилизировать весь этот регион. Это совершено не в наших интересах и, думаю, не в американских. Мы убеждены, что никакого военного решения иранской проблемы не существует. Оно невозможно. Впрочем, также совершенно очевидно, что не существует и военного решения иракской проблемы. Но в иранском случае все может быть еще сложнее.

-- Каковы перспективы строительства АЭС в иранском Бушере?

-- Бушер строится, идут контакты по этой теме. Недавно в Москву приезжал министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки, разговаривал со своим коллегой -- сопредседателем российско-иранской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, главой «Росатома» Сергеем Кириенко. Обсуждались разные темы нашего экономического взаимодействия, включая строительство АЭС в Бушере. В отношении проекта «Бушер» у нас есть обязательства. Но есть и проблемы с платежами, с выполнением обязательств иранской стороной. Если бы они выполнялись, процесс строительства шел бы более плавно. Имеется договоренность, чтобы топливо с этой станции вывозилось для переработки на российскую территорию. Это давало бы определенные гарантии того, что ядерные установки не будут использоваться в военных целях.

-- Какие договоренности ожидаются на саммите прикаспийских государств в Тегеране?

-- Пока сказать не могу, документы прорабатываются. Но то, что главы государств собираются на долго откладывавшийся саммит, уже оптимистический признак того, что договоренности возможны. Они будут касаться делимитации дна и использования водного пространства, водной массы Каспийского моря. Поскольку регион богат углеводородами, то речь пойдет и о том, как их использовать, как строить трубопроводы. Ведь при этом надо заботиться и об экологии этого богатого рыбой района. При любом разграничении естественны споры и по принципу разграничения, и по конкретике проведения разграничительных линий.

//  читайте тему  //  Ситуация в Иране