|
|
N°170, 19 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Честное купеческое
Новый владелец коллекции Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича гарантирует ее возвращение в Россию
Детали сенсационной сделки между семьей Галины Вишневской, аукционным домом Sotheby's и предпринимателем Алишером Усмановым, единолично купившим в понедельник всю коллекцию музыкантов, стали темой пресс-конференции в отеле «Балчуг». Главными гостями были Галина Вишневская, глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, один из руководителей аукционного дома Sotheby's лорд Полтимор, глава «Sotheby's Россия и СНГ» Михаил Каменский, галерист и коллекционер Владимир Царенков, помогавший супругам собирать коллекцию.
Открыли диалог лорд Полтимор и Михаил Каменский. Они подтвердили, что решение о перемене участи торгов не было запланировано. Оно было принято внезапно в пятницу вечером, когда поступило предложение от господина Усманова купить коллекцию с целью вернуть ее России. Предложение Усманова сопровождалось гарантиями Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ. Галина Вишневская дала «добро» на эту сделку. Исход торгов был предрешен. Напомним, что на торги выставлялись 450 лотов -- произведений русского искусства, среди которых шедевры Репина, Брюллова, Боровиковского, Бориса Григорьева. Аукцион принес бы сумму больше верхнего эстимейта (первоначальной цены) коллекции -- 40 млн долл. Сумма, заплаченная господином Усмановым, является коммерческой тайной.
Галина Вишневская рассказала о причинах продажи собрания. «Уникальные вещи не могут оставаться бесхозными, -- сказала она. -- У детей наших другая жизнь. Я сейчас содержать коллекцию не могу. Ведь это дорогое удовольствие: охрана, страховка, прислуга стоят астрономических сумм. С уходом Ростроповича в семье денег на это нет». Галина Павловна пролила свет и на некоторые факты истории коллекции. По ее словам, собирать ее начали около тридцати лет назад. Одним из первых приобретений был портрет Николая II кисти Валентина Серова. Покупались картины в основном в Европе, на торгах Sotheby's и Christie's. Галина Павловна игроком на аукционных полях сражений была азартным. На пресс-конференции она призналась, что даже со своим будущим помощником Царенковым они иной раз были жесткими конкурентами. И во время торгов Вишневская шептала Царенкову на ухо: «Это мое. Если поднимешь сейчас руку -- задушу!» Интересные подробности приглашенные услышали и по поводу семейного статуса собрания. «Для меня это часть семьи, дома. Это не музейные экспонаты, это вещи, среди которых мы жили. Раз в год я тратила неделю на уход за всеми вещами. С утра до вечера вытирала с них пыль и чистила».
Кстати, вырученные от продажи деньги Галина Павловна собирается потратить и на работу основанных четой Ростропович -- Вишневская фондов: музыкального и медицинского.
Михаил Швыдкой подтвердил гарантию ФАКК, что сделка будет осуществлена в интересах РФ. Глава агентства посочувствовал аукционному дому, у которого пропали торги, на которых ожидались как минимум 600 покупателей. Господин Швыдкой поблагодарил Sotheby's за то, что в данном случае интересы культуры оказались для аукциона важнее интересов финансовых.
Когда коллекция приедет в Россию, возникнет вопрос ее размещения. Глава ФАКК сказал, что эта тема требует обсуждения с новым собственником. Предварительно господин Усманов пообещал экспонировать собрание для широкой публики. Выбор музеев -- дело будущего. На примете самые лучшие хранилища России. Предложения принять коллекцию уже поступили от директоров Музеев Кремля, ГМИИ имени Пушкина и Русского музея. Судя по первой реакции, Галина Вишневская к варианту с Русским музеем относится наиболее тепло. Тем более что одна из предполагаемых площадок экспонирования недавно отреставрированный шедевр архитектуры XVIII столетия -- великолепный Строгановский дворец.
Чтобы коллекцию выставлять в музее, совсем не обязательно дарить ее туда навсегда. Желание подобного решения г-н Швыдкой назвал атавизмом советского сознания. Не важно, кто именно является собственником: частное лицо или государство. Важно, что шедевры искусства открыты к общению с людьми, доступны для всеобщего обозрения.
Ответ на вопрос, а какие гарантии того, что приобретенная коллекция будет доступна, а не станет, например, продаваться по частям, дал сам Алишер Усманов, Галина Вишневская сослалась на «честное купеческое» слово. По ее мнению, оно и сегодня нерушимо.
Сергей ХАЧАТУРОВ