|
|
N°169, 18 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Второе открытие Северо-Западного прохода
Глобальное потепление обесценило подвиг Руаля Амундсена
Последние серьезные новости из области географии путешествий закончились лет сто тому назад. Ну, может быть, восемьдесят -- в тот момент, когда люди облазили наконец весь земной шар и открыли на его поверхности практически все, что было можно. Потом, конечно, еще случались заметные достижения -- вроде чкаловского и громовского перелетов через Северный полюс в Америку или погружения батискафа на дно Марианской впадины. Но тут уже сложно сказать, чего в этих подвигах было больше -- упорства исследователей или таланта инженеров.
Теперь, когда планета освоена, составлены карты и, казалось бы, время открытий ушло в прошлое, нет-нет, но Земля подкинет что-нибудь необычное для ученых-географов. То горный обвал случится и возникнет новое озеро, то Аральское море стараниями хлопкоробов пересохнет и разделится на две соленые лужи, то извержение вулкана снесет остров, как случилось, к примеру, с Кракатау, то кусок шельфового ледника в Антарктике оторвется, и очертания континента придется менять на глобусе.
Подобное случилось и на прошлой неделе, когда Европейское космическое агентство сообщило, что исчезла проблема Северо-Западного прохода. Спутник Envisat, отслеживавший ледовую обстановку в Северном Ледовитом океане, передал новую порцию снимков, изучая которые ученые обнаружили, что легендарный путь вокруг Северной Америки через полярные моря в начале сентября 2007 года оказался чист. Норвежцу Руалю Амундсену, который первым совершил такое путешествие в 1903--1906 годах, сегодня не пришлось бы совершать особых подвигов. Всего через сто с небольшим лет климат Арктики стал гораздо мягче, и там, где раньше от полярников требовались мужество и самоотверженность, сейчас можно открывать регулярные рейсы.
Судя по данным, полученным с Envisat, Северо-Западный проход практически полностью освободился от многолетних льдов на всем своем протяжении. Судну, затеявшему переход из Атлантики в Тихий океан, ничего не помешает пройти морем Баффина, обогнуть с севера Баффинову Землю и через несколько проливов добраться до острова Банкс -- самого западного из всего арктического архипелага не севере Канады. Здесь паковые льды дальше всего выступают к югу, но, как показывают снимки из космоса, пролив Мак-Клур, выходящий в открытый океан, более или менее свободен. Наверное, на прогулочной яхте здесь пройти будет несколько затруднительно, но подготовленный для плавания в полярных водах корабль дойти до Ледовитого океана сможет. Дальше, после канадских островов, море совсем чистое, и до Берингова пролива путешественник препятствий не встретит.
С нашим Северо-Восточным проходом (или Северным морским путем, как нам привычнее его называть) ситуация чуть похуже. Сложнее всего около Таймыра: паковые льды подходят почти к самому северо-восточному побережью этого полуострова. Но и на восток, и на запад от него море свободно. В целом же сейчас ситуация такова, что при некоторой удаче путешественник мог бы почти без поддержки ледоколов совершить полярную кругосветку, обогнув Северный Ледовитый океан вдоль Сибири, Аляски и Канады. Если только времени на путешествие хватит: лето коротко, и в наиболее сложных местах лед отходит от побережья всего на несколько недель.
Причиной таких изменений в Арктике называется все то же глобальное потепление. Envisat уже не первый год мониторит арктическую акваторию, так что скорость отступления ледяного щита к северу ученым хорошо известна. Рекордным ранее считался 2005 год, когда летом минимальная площадь льдов в Северном Ледовитом океане составила всего 4 млн квадратных километров. Но тогда Северо-Западный проход все же не открылся: проливы на севере Канады были заполнены льдом. Но в этом году случился рекорд -- на космических снимках в начале сентября было зафиксировано лишь 3 млн кв.км покрытого льдом океана. «Это приблизительно на миллион квадратных километров меньше предыдущих минимумов 2005 и 2006 годов, -- заявил Лейф Тоудаль Педерсен из Датского национального космического центра. -- В течение последнего десятилетия в среднем за год ледяной щит терял по 100 тыс. кв. км, так что уменьшение на миллион всего за год является чрезвычайным событием».
По-видимому, в ближайшие годы освобождение ото льда Северо-Западного прохода станет регулярным и обычным событием. Несомненно, вслед за канадской частью Арктики начнет полностью избавляться от ледяного покрова и побережье Сибири. А в дальнейшем Северный Ледовитый океан вообще начнет замерзать лишь зимой и потеряет, наверное, вторую часть своего названия. Это может случиться во второй половине XXI века: эксперты межправительственной группы ООН по изменению климата ориентируются на 2070 год.
Ученые предполагают, что таяние полярных льдов повысит уровень Мирового океана, и пытаются предсказать, как это повлияет на континенты, лежащие ближе к экватору. Те же, кого занимают более приземленные вопросы экономики, видят в этом определенные плюсы. Правда, совсем не те, что интересовали людей в эпоху Амундсена. Тогда Северо-Западный и Северо-Восточный проходы считались потенциальными торговыми трассами. Обогнуть Старый или Новый Свет с севера -- это быстро доставить груз из Европы в Азию.
Пробиваться сквозь льды вскоре научились -- с помощью ледоколов. Однако это оказалось не слишком выгодно: во-первых, зимой в Арктике и ледоколы не всегда помогают, да и недешевое это удовольствие -- проводить суда через канадские проливы или по сибирским морям. Кроме того, появились каналы -- Панамский и Суэцкий, после чего стало не обязательно огибать Африку или Южную Америку. Так что, когда упорный Руаль Амундсен прошел-таки от моря Баффина к морю Бофорта, вслед за ним торговые суда уже не пошли. Да и Северный морской путь использовался в основном для снабжения северных поселков Красноярского края, Якутии, Чукотки... Из Баренцева моря в Берингово по пути «Челюскина» ходили нечасто.
Впрочем, и сейчас не стоит надеяться, что освобождение северных проходов от многолетних льдов сильно улучшит ситуацию. Ведь чистая вода в тех же канадских проливах держится крайне недолго. Уже сейчас арктическое лето закончилось, океан начинает замерзать, льды двинутся к югу и дойдут до материка. И даже в этот рекордный год навигация продлится от силы несколько недель. Придется ждать 2070 или хотя бы 2050 года, когда, наверное, льды даже зимой не смогут достигнуть побережья.
Такая ситуация порадует тех, кто осваивает сейчас арктический шельф в погоне за нефтью и газом. Там, где океан замерзает, добывать углеводороды со дня моря практически невозможно: когда вокруг дрейфуют замерзшие поля льда толщиной в несколько метров, платформу установить нереально. Но пока в Арктике есть места, где можно выйти на незамерзающую акваторию: то же знаменитое Штокмановское месторождение расположено в Баренцевом море между Кольским полуостровом и Новой Землей, а этих мест благодаря Гольфстриму паковые льды не достигают. Но дальше к востоку растопить лед неспособно и теплое атлантическое течение. Здесь можно полагаться лишь на то, что человечество продолжит сжигать топливо прежними темпами, чтобы глобальное потепление сделало Северный океан «бывшим ледовитым».
В Арктике закончились качественные льдины
Российские ученые пока так и не смогли найти в Арктике пригодную для организации полярной станции "Северный полюс-35" дрейфующую льдину. Разведка продолжится в районе архипелага Северная Земля, сообщил в понедельник РИА Новости участник экспедиции. По его словам, поиски льда исследовательское судно "Академик Федоров" в сопровождении атомного ледокола "Россия" вело в течение трех недель в районе Северного полюса (суда подходили на расстояние около 60 миль к этой точке) и в канадском секторе Арктики. "Осмотр показал, что толщина льдин в этих широтах составляет около одного метра. Но для того, чтобы льдина, на которой будут находиться полярники, попав в теплые воды, не растаяла, этот параметр должен составлять примерно четыре-пять метров", -- сказал участник экспедиции.
В качестве резервного варианта организации станции сейчас рассматривается ее размещение на одном из островов архипелага Северная Земля в районе мыса Баранова. Но в этом случае будут сорваны уникальные исследования, проведение которых возможно лишь на дрейфующей льдине, сказал участник экспедиции. Дрейфующие льдины, на которых обустраиваются научные станции, должны иметь определенный размер и толщину, благодаря которым в дальнейшем обеспечивается безопасная работа экспедиции в течение года. Но из-за аномально теплой погоды минувшей зимой, по свидетельству членов российской экспедиции, в Арктике исчезли подходящие ледяные площадки.
Владимир ДЗАГУТО