Время новостей
     N°169, 18 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.09.2007
Иногда они возвращаются
Sevara. Sen (Realworld/EMI/Gala)

Узбекская поп-певица Севара Назархан прославилась несколько лет назад во всем этномире, выпустив альбом Yol Bolsin на лейбле Realworld. Альбом был спродюсирован французом Эктором Зазу, известным своим музыкальным эстетизмом, эклектичным мышлением и левыми политическими взглядами. Альбом хорошо продавался (для такого жанра), а Севара выступала на некоторых концертах мирового тура Питера Гебриэла, то есть окрутела до невозможности. Новый альбом, Sen, продюсировал наш соотечественник Соллогуб, ранее участник брейк-бит-проекта «Дэдушки» и группы «Странные игры». Так вот от нашего продюсера уникальный материал Севары не только не проиграл, но сильно выиграл. Эктор Зазу слишком (об этом никто не любит говорить) упивается звуком, и это самодовлеющее любование странной и прихотливой жизнью обертонов прекрасно слышно на его сольных альбомах, особенно тех, где он имеет дело с фольклором. Yol Bolsin -- как раз стопроцентно саундориентированный альбом, где больше Зазу, чем Севары. Те, кто был на концертах певицы, знают, насколько различаются песни Yol Bolsin на компакт-диске и на концерте. Соллогуб записал все как раз адекватно. Даже английские критики оценили. Обозреватель «Гардиан» заметил, что, хотя звук Sen -- это «минимализм 80-х» (что бы это ни значило), тем не менее именно такой «оттеняет чудесный голос» Севары. Мы бы добавили, что такой звук хорошо высвечивает и психоделическое, дрожащее-плывущее звучание этнических инструментов. Во втором треке не вырезаны вдыхания вокалистки -- все время вздрагиваешь, это как будто рядом, как будто музыка в тебе... потрясающий эффект. Соллогуб явно нашел свою фишку.

Crowded House. Time on Earth (EMI)

Crowded House -- это такая группа, которую у нас знают благодаря балладе Don't Dream It's Over, а во всем англоговорящем мире -- благодаря еще нескольким платиновым хитам и золотым альбомам.

Новозеландско-австралийский коллектив образовался в 1986 году и был странной для пестрых 80-х «группой без имиджа», скандалов и прочих атрибутов успеха. Да, вот так вот: просто удивительно мелодичная музыка плюс неглупые стихи.

Слухи о воссоединении Crowded House ходили давно. Несмотря на то что бессменный барабанщик группы Пол Хестер несколько лет назад покончил жизнь самоубийством (и музыканты не отрицают, что эта трагедия скорее подвигла их возродить группу, чем наоборот). В возрожденный Crowded House позвали играть американца Мэтта Шеррода (ранее барабанившего для Beck) -- лидер группы Нил Финн считает, что манера игры новоприбывшего очень напоминает стиль Хестера («он также любит зависать на басовом барабане»). Действительно напоминает. И вообще саунд группы хоть и посвежел, и осовременился, стал более острым, но существенных изменений не претерпел. К счастью.

Когда кого-то настойчиво «воссоединяют», то скорее всего или ничего не произойдет, либо то, что произойдет, будет событием для галочки и для истории (пример: Led Zeppelin, Pink Floyd, а про битлов уже и говорить как-то неудобно). Но эти воссоединились виртуозно. Как будто и не распадались, ей-богу. Хотя одиннадцать лет прошло с того момента, как они выступили в последний раз (дело было в странном парусообразном Оперном доме в Сиднее), а последний номерной альбом Together Alone появился в 1993 году. Time on Earth занимает первые места в чартах Австралии и Великобритании, а по США группа зарядила тур, первый с 1996 года. Дело, конечно, ни в какой не в ностальгии по 80-м или началу 90-х. Просто альбом очень хорош: утонченная простота, изящество, сдержанные эмоции, разнообразие. Забавная She Called up с мультяшной мелодией. Динамичный Even a Child записан с Джонни Марром из The Smiths (этим, кстати, тоже не первый год пророчат воссоединение). Психоделический Silent House. Мелодия Say That Again напоминает старую Together Alone, а вообще звучание местами похоже на последний альбом Finn Brothers. Но своего исконного все-таки больше. В общем, Crowded House как он есть: грустные песни, поднимающие настроение.

Velvet Revolver. Libertad (SonyBMG)

Velvet Revolver -- американский рок-квинтет, образовавшийся на обломках групп Stone Temple Pilots (вокалист Скотт Вейланд) и Guns'n'Roses (все остальные плюс второй гитарист Дейв Кушнер). У двух коллективов вообще-то немного общего, кроме, пожалуй, возраста музыкантов. Первый альбом группы, Contraband, воспринимался по большому счету как такой pis-aller, «заменитель в отсутствие лучшего», читай -- долгожданного нового альбома Guns'n'Roses и реюниона Stone Temple Pilots. Альбом Contraband я, честно говоря, расслушал плохо. Ну ничего там не зацепило, и меня искренне удивляет, как эта холодная недожаренная штука завладела вниманием миллионов. Ну да, супергруппа, ну да, мощный саунд... И все-таки оставалось впечатление того, что сумма меньше слагаемых.

Совсем не то со вторым альбомом, озаглавленным красивым испанским словом «Свобода». Здесь VR предстали настоящей супергруппой, не в «техническом» смысле (т.е. когда каждый музыкант уже засветился в другой известной группе), а в прямом. Просто супер. Невозможно оторваться, с первого же трека захватывает внимание. Настоящая рок-н-ролльная бойня: мощный качающий ритм, наглые риффы, головокружительные соло (Слэш и Кушнер замечательно взаимодействуют, только здесь можно расслышать, насколько толково эти два гитариста сочетаются). Замечательный звук -- яркий, гулкий, как будто бы совсем безыскусственный. Настоящий рок-н-ролльный гедонизм а-ля 70-е. Оригинальные вещи, почти каждая -- потенциальный хит. Один совсем неожиданный кавер -- Can't Get It out of My Head авторства Джеффа Лина, хит группы ELO с альбома Eldorado 1974 года. Эту утонченную артроковую балладу Вейланд со товарищи перегнали в формат стадионной «качалки». По выражению барабанщика Мэта Сорума, «освободили хорошую песню от всяких струнных». Что еще добавить? Ммм... А, да -- на Guns'n Roses совсем не похоже. На Stone Temple Pilots -- тем более.

Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка