Причиной аварии «Протона-М» могла стать неисправность в соединении ступеней ракеты
Казахстан готов вскоре выставить счет России за неудачный запуск ракеты-носителя «Протон-М» в начале этого месяца. Экспертизы, проведенные на месте падения обломков «Протона», как и следовало ожидать, выявили в почве превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций гептила, входящего в состав ракетного топлива. И это значит, что соседняя республика традиционно потребует компенсаций за причиненный экологии ущерб.
Примечательно, впрочем, что диалог между государствами ведется в деловом ключе, без жестких заявлений, которыми казахские чиновники отметились в день падения «Протона», 6 сентября. В Джезказганском районе Казахстана в ближайшее время должна начаться рекультивация подвергшейся загрязнению земли, причем в работах будут принимать участие и российские специалисты. «Все технические задания на детоксикацию и рекультивацию согласованы и подписаны российской и казахстанской сторонами», -- заявил вчера заместитель главы МЧС соседней республики Валерий Петров. Судя по всему, казахские власти предполагали, что природе будет нанесен больший ущерб. Но, как признал вчера г-н Петров, на большинстве из 119 обнаруженных фрагментов «Протона» «пробы показали отсутствие гептила». Однако в некоторых районах падения ракеты, по его словам, следы гептила все же найдены. Но угрозы населению и окружающей среде они уже не представляют.
В то время как экологи заняты устранением последствий аварии, продолжаются и поиски ее причины. Сразу после катастрофы у экспертов не было сомнений в том, что она произошла из-за технической неисправности российской ракеты. Вчера же была озвучена версия, уточняющая, в какой из частей носителя находилась неисправная деталь. Информированный источник агентства Интерфакс на космодроме Байконур предположил, что «Протон» мог рухнуть из-за дефектного пироболта, соединяющего ступени ракеты. «Предварительное изучение обломков первой ступени ракеты позволяет прийти к заключению, что после окончания работы первой ступени из-за дефекта одного из пироболтов вовремя не произошло разделения первой и второй ступеней. Двигатели второй ступени включились, но так как блок первой ступени выступал как экран для газов из двигателей второй ступени, газовые струи отразились и, "вернувшись" во вторую ступень, прожгли кабельную сеть, выведя ее из строя. Из-за короткого замыкания не могли работать двигатели коррекции», -- утверждает эксперт.
Однако официальные представители «Роскосмоса» пока не готовы подтвердить или опровергнуть эту версию, смысл которой сводится к тому, что причиной катастрофы стала незначительная деталь. «Сейчас правительственная комиссия ведет свою работу, определяет ущерб. Только после окончания ее работы можно будет объективно судить о причине аварии», -- сказал «Времени новостей» пресс-секретарь «Роскосмоса» Александр Воробьев. То, что причины неисправности «Протона», приведшие к катастрофе, пока не определены, из-за чего казахстанская сторона наложила «табу» на полеты тяжелых российских ракет, не мешает подготовке новых стартов на Байконуре. Российские специалисты полагают, что последнее происшествие, как и серия неудач 1999 года, не ставят под сомнение репутацию этого тяжелого носителя. «После полного выяснения причин «Протоны» будут летать», -- уверен г-н Воробьев.