Дочь экс-президента Киргизии, Бермет Акаева
(на снимке),
содержавшаяся с начала мая этого года под домашним арестом в Бишкеке, покинула свою страну и находится сейчас в Казахстане. Такая возможность появилась у г-жи Акаевой в результате закрытия ее уголовного дела, в рамках которого ей были предъявлены обвинения по трем статьям УК Киргизии -- «воспрепятствование осуществлению правосудия», «неуважение к суду», «похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие документов, штампов, печатей».
Все эти правонарушения, по утверждению киргизских властей, 35-летняя Бермет Акаева совершила 24 апреля в районном суде родного для семьи Акаева селения Кемина, где она пыталась баллотироваться в парламент на дополнительных выборах по одномандатному округу. В тот день в ходе судебного процесса, продолжавшегося почти целые сутки, рассматривались иски нескольких избирателей, а также соперников г-жи Акаевой на выборах, требовавших лишить ее права в них участвовать. Сначала суд отклонил эти иски, встав на сторону дочери экс-президента. Однако затем суд изменил свое решение на диаметрально противоположное и снял Бермет Акаеву с выборов. В ответ ее сторонники устроили в зале суда потасовку, были выбиты окна и сломаны двери.
Многие наблюдатели в Киргизии расценили это дело как политическое -- мол, власти страны не желают, чтобы акаевская семья возвращалась в политику. Отчасти такую оценку можно считать справедливой. В целом общественное мнение в республике еще не готово к таким метаморфозам, отдавая при этом дань бесстрашию дочери первого президента Киргизии.
О том, что уголовное дело Акаевой прекращено в связи с недоказанностью вины, сообщил вчера агентству 24.kg ее адвокат Икрамидин Айткулов. Таким образом, по его словам, следственное управление госкомитета нацбезопасности Киргизии удовлетворило поданное адвокатом ходатайство. Это заявление г-н Айткулов сделал спустя четыре дня после принятого 13 сентября решения следственного управления. Как стало известно «Времени новостей», это время понадобилось, чтобы Бермет Акаева сумела беспрепятственно (очевидно, по настоянию властей) покинуть территорию Киргизии. Она сделала это 16 сентября, получив на руки решение о закрытии своего уголовного дела лишь при пересечении киргизско-казахстанской границы.
Похоже, что в обозримом будущем возвращение в свою страну Бермет Акаевой, равно как и других членов семьи бывшего президента, вряд ли будет возможным. Тем не менее сам Аскар Акаев, проживающий ныне в Москве, признался вчера нашей газете, что «безмерно рад и счастлив тому, что скоро сможет увидеть свою дочь». «Мы ведь не виделись с ней уже больше пяти месяцев», -- сказал «ВН» экс-президент Киргизии.
Известие об окончании уголовного преследования Акаевой совпало по времени с новостью о прекращении другого уголовного дела, возбужденного против не менее известного в Киргизии деятеля -- бывшего главы МВД, а затем начальника штаба оппозиционного Объединенного фронта (ОФ) «За достойное будущее Кыргызстана» Омурбека Суваналиева. «Комиссар Каттани», как часто называют популярного в стране Суваналиева, наряду с другими членами ОФ, в том числе с его лидером экс-премьером Феликсом Куловым, обвинялся в «организации массовых беспорядков» 19 апреля этого года в последний день многодневного митинга оппозиции в Бишкеке. Как объяснили в госкомитете нацбезопасности, около двухсот опрошенных свидетелей по этому делу показали, что экс-глава МВД, как и другие лидеры оппозиции, напротив, пытался воспрепятствовать беспорядкам.
Несостоятельность обвинений, первоначально предъявленных Бермет Акаевой и «комиссару Каттани», показывает, что их преследование со стороны властей хотя имело разную цель, но одинаково носило показательно воспитательный характер. В отношении Омурбека Суваналиева это также вполне удалось, «комиссар» отказался от выдвижения в депутаты парламента на дополнительных выборах от одного из округов на Иссык-Куле. Взамен президент Киргизии Курманбек Бакиев подписал вчера указ о назначении Суваналиева заведующим отделом по делам обороны и безопасности своей администрации. По сведениям «ВН», Суваналиев надеется затем получить пост руководителя одной из силовых структур Киргизии.
Подобные извивы в судьбах известных деятелей оппозиции, возвращающие одних из них во власть, а других делающие для этой власти вдали от страны безопасными, демонстрируют высокое искусство администрирования руководства аппарата президента Киргизии Курманбека Бакиева. К подобным достижениям можно отнести и решение конституционного суда, итогом которого стала отмена двух наспех принятых в ноябре и декабре прошлого года конституций Киргизии, и, как следствие, возвращение к акаевской конституции 2003 года, наделяющей президента страны практически неограниченными полномочиями. И если кто-то захочет теперь упрекнуть президента Бакиева в том, что он готов воспользоваться этими полномочиями, тот всегда сможет сказать, что за это нужно благодарить двух депутатов от оппозиции -- Карабекова и Эшимканова, по запросу которых конституционный суд вернул страну к акаевскому основному закону.