Вопрос иранской ядерной программы стал центральной темой открывшейся вчера в Вене 51-й сессии генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Мероприятие проходит на фоне резкого обострения противоречий между Тегераном и западными державами. США и их союзники не верят иранцам и обвиняют МАГАТЭ в излишней уступчивости. В ответ иранские лидеры повторяют, что не приостановят свою ядерную программу, и рапортуют о вводе в строй все новых центрифуг для обогащения урана.
Вчера искушенный в ядерной дипломатии гендиректор МАГАТЭ египтянин Мухаммад аль-Барадеи изо всех сил пытался соблюсти баланс интересов. С одной стороны, эксперты агентства по-прежнему не подтверждают разработку иранцами ядерного оружия. С другой -- лагерь противников Ирана пополнился влиятельной в мировых делах Францией. Глава французского МИДа
Бернар Кушнер накануне открытия сессии МАГАТЭ призвал мировое сообщество готовиться к войне с Ираном. Он назвал получение Тегераном ядерного оружия «настоящей угрозой для всего мира». «Мы должны готовиться к худшему, а худшее -- это война» -- заявил г-н Кушнер. Иранское официальное информагентство ИРНА заявило в ответ, что «обитатели Елисейского дворца превратились в исполнителей воли Белого Дома»
(продолжение темы -- на стр. 5).
Россия с Ираном воевать не собирается, однако на фоне крайне неблагоприятной международной обстановки вокруг иранской ядерной программы Москва в
очередной раз сдвигает сроки ввода в строй АЭС в Бушере, объясняя это неплатежами иранской стороны. Согласно прошлогодним российско-иранским договоренностям Бушерская АЭС должна была быть введена в строй в нынешнем сентябре. Однако с начала текущего года
в российско-иранских отношениях возник «кризис неплатежей». Как сообщили «Времени новостей» в пресс-службе генподрядчика строительства АЭС в Бушере -- российского ЗАО «Атомстройэкспорт», «объемы финансирования работ по проекту «АЭС «Бушер» остаются недостаточными и не обеспечивают эффективного строительства электростанции». В сложившейся ситуации в «Атомстройэкспорте» отказываются называть даже примерные сроки ввода объекта в строй.
По неофициальным данным, этого следует ожидать не ранее конца 2008 года. Вчера глава «Росатома» Сергей Кириенко и руководитель иранской Организации по атомной энергии Голямреза Агазаде больше часа беседовали в Вене в формате «один на один».
Показателем готовности Бушерской АЭС должны стать поставки для нее ядерного топлива из России. Технологический цикл требует, чтобы они начались не ранее чем за полгода до физического пуска АЭС. Вчера же эти поставки в очередной раз были отложены. В Тегеране утверждают, что платежи по контракту осуществляются исправно, и объясняют задержки политическими причинами. «Для иранцев тема «Бушера» уже стала фольклорной. Фраза «когда русские достоят Бушерскую АЭС» означает то же, что для россиян «когда рак на горе свистнет», -- поделился с «Временем новостей» иранский дипломатический источник.
В своем вчерашнем докладе Мухаммад аль-Барадеи попытался снять с иранской ядерной проблемы излишнюю политизацию. Он перечислил известные ему факты об атомных разработках Тегерана, но в совокупности эти данные по-прежнему дают почву для взаимоисключающих выводов. Гендиректор МАГАТЭ подтвердил, что работавшие летом в Иране эксперты агентства убедились в отсутствии фактов использования задекларированного ядерного материала в военных целях. Кроме того, «Иран обеспечивает доступ к ядерным объектам и необходимую информацию, чтобы агентство могло контролировать ситуацию». По свидетельству аль-Барадеи, иранская сторона представила МАГАТЭ дополнительную информацию для разрешения накопившихся вопросов, в частности касательно экспериментов с плутонием. На вчерашней пресс-конференции Мухаммад аль-Барадеи заявил, что иранская ядерная программа не несет непосредственной угрозы, и высказался категорически против применения силы в отношении Тегерана.
Однако похвалами в адрес Ирана дело не ограничилось. В МАГАТЭ разочарованы, что, несмотря на наложенные Совбезом ООН санкции, иранцы и не приостановили обогащение урана, и продолжают строительство реактора на тяжелой воде в Араке. Кроме того, как подчеркнул Мухаммад аль-Барадеи, агентство так и не смогло полностью проверить «ряд важных аспектов, связанных с природой и масштабами ядерной программы Ирана».
Иран объясняет двойственность выводов МАГАТЭ происками американцев. «США оказывают на Мухаммада аль-Барадеи все более сильное давление» -- сообщил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» иранский дипломатический источник. «Г-н аль-Барадеи понимает, что доказательств наличия у Ирана военной атомной программы нет и быть не может. Однако он вынужден считаться с позицией США и их ближайших союзников. Оттого все доклады МАГАТЭ по Ирану носят половинчатый характер, хотя в целом они все-таки больше устраивают Тегеран, нежели Вашингтон» -- отметил наш иранский собеседник.
Голямреза Агазаде, выступая вчера в Вене, напомнил, что «некоторые западные страны склонны всегда избирать путь конфронтации вместо сердечного и доброго отношения к великой иранской нации». Он подчеркнул, что «позиция угроз -- это слабая позиция». По его словам, Иран открыт «для сотрудничества и переговоров».
Обсуждение выводов доклада аль-Барадеи еще впереди -- работа сессии генконференции МАГАТЭ продлится до 21 сентября. На столе дискуссий по-прежнему находится инициатива гендиректора о своеобразном «нулевом варианте». На заседании совета управляющих МАГАТЭ ранее в этом месяце аль-Барадеи предложил иранской стороне отказаться от дальнейших работ по обогащению урана, а Совбезу ООН -- заморозить антииранские санкции. По его мнению, это позволило бы возобновить полномасштабные переговоры мирового сообщества с Тегераном.
Заявления гендиректора МАГАТЭ выглядят «достаточно разумными и своевременными», считает завсектором Ирана Института востоковедения РАН Нина Мамедова. «Уже введенные против Ирана санкции оказывают влияние на эту страну, несмотря на то, что ее руководители этого не признают. В первую очередь это касается усиления негативного инвестиционного климата. Из-за санкций из страны уже фактически ушли все иностранные инвестиции», -- отметила она в беседе с «Временем новостей». С другой стороны, «нулевой вариант» позволил бы и мировому сообществу сохранить лицо. «Предложения МАГАТЭ позволяют надеяться на то, что и мир хочет продолжать диалог с Ираном», -- считает г-жа Мамедова.
Инициатива Мухаммада аль-Барадеи объективно отвечает интересам Ирана. Тем более что от страны отворачиваются даже самые заинтересованные западные партнеры. Бернар Кушнер недвусмысленно призвал крупные французские фирмы «не отвечать на призывы вкладывать инвестиции на иранском рынке» из-за кризиса вокруг ядерной программы Ирана. Тегеран в ответ пригрозил пересмотреть многомиллиардный проект с французской нефтяной компанией «Тоталь» по производству в Иране сжиженного природного газа.