|
|
N°169, 18 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сельская идиллия
«Компаньоны» Александра Галина в театре Et cetera
Желто-зеленая, высохшая на солнце трава -- ею покрыта вся сцена, лишь оставлена небольшая полянка посередине. Главная героиня сначала еле видна в этих зарослях -- сидит в дальнем углу, пьет воду из пластиковой бутылки и изнеможенно валится подремать: устала, косила с раннего утра. Деревенская жительница Петровна (Людмила Дмитриева) в простецких штанах и футболке беседует с находящимися где-то за пределами сцены коровой по кличке Моника (по ходу пьесы выяснится, что в соседнем хозяйстве есть бык Клинтон) и с козой Розой. Жизнь героини явно нелегка, но и не каторжна; нормальный сельский труд. И вдруг на нее сваливается соблазн в виде приехавшего из столицы адвоката (Александр Давыдов).
Соблазн не плотский, а денежный -- чуть суетливый (но прекрасно контролирующий себя и эту суету в себе давящий, вот только глазки немножко бегают) гость сообщает крестьянке, что она и ее непутевый муж, два месяца как исчезнувший из дому и занимающийся какими-то невнятными подработками, стали наследниками огромного состояния. Пятнадцать лет назад муженек дал на время свой паспорт и паспорт Петровны своему приятелю для регистрации какой-то фирмы; с тех пор тот невероятно разбогател, а вот нынче его убили. Состояние оценивается в 700 млн, и понятно, что парочка оказывается следующей мишенью, но люди, заинтересованные в бизнесе покойника, готовы заплатить супругам пару миллионов, чтобы те отказались от претензий. Надо лишь подписать вот здесь и здесь. Ну да и дать аванс адвокату, чтобы он это все оформил.
Когда звучит вот это слово «аванс», премьерный зал театра Et cetera, заполненный отнюдь не крестьянами, понимающе и печально вздыхает. Ну да, крестьянку «разводят» -- нет никакого наследства, и прибыли никакой не ожидается. Просто вот этот самый муж-бродяга, что вертится ужом рядом с адвокатом и расписывает жене перспективы богатой жизни, договорился с парочкой аферистов, чтобы вытащить у супруги заначку. Та сумела скопить 10 тыс. долл. за годы нелегкой жизни -- и отдает их «адвокату». Тот исчезает, и не вздумав поделиться с наводчиком. Собственно, это вся история.
Но для Александра Галина, что сочинил пьесу и сам поставил ее в театре Et cetera, в этом сюжете, пригодном лишь для какой-нибудь телепередачи, призывающей граждан быть бдительнее и не льститься на любые лохотроны, важна лирическая нота. Важно то, что муж обманул жену не просто так, а потому что, бывший моряк, мечтал купить катерок, на который она ему денег не давала. Фактически Галин выстраивает на сцене идиллию, и даже вранье мужа ее не нарушает.
Людмила Дмитриева (пьеса поставлена в ее бенефис) рисует свою героиню яркими, почти клоунскими красками, при этом вся ее эксцентрика безусловно достоверна, мы совершенно точно можем встретить такую женщину на улице. Говорливую, добродушную (но голос моментально становится резче и жестче, когда она призывает покупать молоко у нее, а не у соседа), привыкшую к работе и не привыкшую к хоть сколько-нибудь приличным платьям («адвокат» и его подружка «нотариус» -- душеведы -- выбивают ее из колеи подарком -- нарядом, расписанным павлиньими перьями и парой вполне тривиальных босоножек). Собственно, Галин настаивает на том, что вот на таких женщинах страна держится, и в общем-то он прав. Способность простить предательство входит в комплект, и это тоже точно зарисованное свойство этой натуры.
История, придуманная Галиным, достоверна; актерский квартет, в котором все хороши -- и гламурная идиотка «нотариус» в исполнении Ольги Беловой особенно, разыгрывает ее тщательно и умело. Зал смеется в нужных местах и в нужных местах сочувствует героине. И всем, кто согласен с тем, что вот такая участь -- доить коров, отдавать деньги проходимцам и сиять славной своей душой -- это правильная участь страны, можно рекомендовать спектакль для радостного просмотра.
Анна ГОРДЕЕВА