|
|
N°169, 18 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из всех щелей Хоппер
Выставка известного поп-артиста открылась в Манеже
Империя Гуггенхайм в содружестве с Московским домом фотографии, RIGroup и ООО «Тойота Мотор» подготовила выставочный бенефис попробовавшего себя в разных жанрах поп-артиста Денниса Хоппера. До Москвы выставка гостила в Эрмитаже. И Хоппер стал кем-то вроде «Меркурия империи Гуггенхайм». Памятуя о том, что когда-то Хоппер был режиссером культового фильма «Беспечный ездок» (1969), директор Фонда Соломона Р. Гуггенхайма Томас Кренц пригласил человека-легенду ударить мотопробегом по безынициативности и разгильдяйству российского музейного сообщества. Хоппер в августе и ударил, проехав на мотоцикле из Петербурга в Москву, от одной выставки Музея Гуггенхайма (монографической в Эрмитаже) к другой, «Три века американского искусства» в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Компанию Хопперу составили тогда Джереми Айронс и сам Томас Кренц. Личным примером Хоппер, Кренц и Айронс сделали классный пиар сразу двум гуггенхаймовским проектам России.
Кочующая выставка Хоппера, как и многие проекты Гуггенхайма, доказывает, что имиджмейкерство для многих важнее собственно художественного события. Проезд на мотоцикле, наверное, был самым интригующим «экспонатом» персоналки Хоппера. Представленные сегодня в «Большом Манеже» артефакты оказываются приложением к этой эффектной презентации имиджа.
Что видим? Сделанные Хоппером фотопортреты известных классиков американского искусства второй половины XX века, с которыми художник дружил и приятельствовал. Узнаются Энди Уорхол, Дэвид Хокни, Рой Лихтенштайн, Эд Руша, Роберт Раушенберг, Ирвинг Блюм... Неплохие фотографии, но вирусом гениальности не заражены. Зато убеждают как модная съемка модных людей. То есть если бы сетка ворот футбольного поля падала на голый торс не Пола Ньюмана, а какого-нибудь другого симпатичного парня-шестидесятника, мы бы отправили фотографию в архив чьих-то частных впечатлений. Интересных владельцу фотоаппарата, модели и друзьям из ближайшего окружения. А так вот все вышло очень значительно: один великий увековечил другого великого. И вроде как шедевр. Хотя и в данном случае, и во всех (почти) других приемы композиции кажутся обычными, несмелыми, вторичными и словно бы виденными сто раз.
Или, например, цветная и черно-белая съемка рваных афиш или грязных потеков на стене. Не играл бы автор этой съемки в известных фильмах, не делал бы фильмы сам, ну утешался бы он этим найденным «абстрактным экспрессионизмом» или «поп-артом» в кругу родных и близких. А так извольте, смотрите на эту отвалившуюся штукатурку, на эти трещины и щели. Это ж то что надо щели. Из всех щелей попер Хоппер!
Выставка в какой-то степени оппозиционна философии поп-арта, так как лишена развенчивающей потребительский пафос самоиронии.
Сергей ХАЧАТУРОВ