Время новостей
     N°168, 17 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2007
Замена обязательств
МЭРТ требует от «Аэрофлота» гарантий покупки самолетов Ил-96
Минэкономразвития предложило «Аэрофлоту» заключить с государством новое инвестиционное соглашение -- взамен тех, по которым в 1998--1999 годах авиакомпания получила право на беспошлинный ввоз иностранных самолетов. Согласно проекту нового соглашения, «Аэрофлот» обязан будет до 2010 года вложить в приобретение шести самолетов отечественного производства 401,8 млн долл. без учета НДС. Официального ответа на это предложение «Аэрофлот» пока не дал.

Согласно соглашениям между Министерством экономики России и «Аэрофлотом» от 15 июля 1998 года и 26 ноября 1999 года, авиакомпания получила право на беспошлинный ввоз иностранной авиатехники в обмен на обязательство вложить сэкономленную на пошлинах сумму в покупку самолетов отечественного производства. Распоряжение правительства по этому поводу от 28.12.1999 №2130-р даже успел подписать Владимир Путин во время своего недолгого пребывания на посту премьера. Во исполнение этих соглашений «Аэрофлот» заключил с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» контракт на поставку шести пассажирских лайнеров Ил-96-300. Этот контакт до сих пор не выполнен, и стороны в настоящее время спорят в арбитраже о том, сохранил ли этот документ юридическую силу.

Как стало известно «Времени новостей», 3 сентября и.о. директора департамента инвестиционной политики МЭРТ Дмитрий Левченков направил в «Аэрофлот» проект «соглашения о замене обязательств», который предусматривает (как это следует из заголовка документа) замену обязательств авиакомпании по всем предыдущим соглашениям и контрактам на обязательство приобрести на условиях лизинга шесть грузовых самолетов Ил-96-400Т. Поставка этих самолетов должна быть осуществлена двумя партиями по три лайнера каждая в 2008 и 2010 годах. Собственно, контракт на поставку такого количества Ил-96-400Т на таких условиях «Аэрофлот» уже подписал с ИФК в июне этого года. Как сообщил вчера «Времени новостей» пресс-секретарь ИФК Андрей Липовецкий, авиакомпания уже перечислила аванс под эту сделку, а сборка заказанных грузовых самолетов началась на авиазаводе ВАСО в Воронеже.

Однако ответа на просьбу МЭРТ «оперативно рассмотреть и в возможно короткий срок представить» предложения по оформлению на основе этого контракта нового инвестиционного соглашения с государством «Аэрофлот» пока не дал. Пресс-служба авиакомпании вчера не смогла ничего сообщить «Времени новостей» о том, как руководство компании воспринимает идею МЭРТ о «замене обязательств». На вопрос о том, сколько именно средств авиакомпания сэкономила благодаря освобождению от таможенных платежей, пресс-секретарь «Аэрофлота» Ирина Данненберг сказала, что такие цифры официально никогда не разглашались.

Тем не менее примерные оценки, опубликованные в открытой печати еще в 2005 году, говорят, что эта экономия составила порядка 400 млн долл., то есть практически такую же сумму, какую предусматривает проект нового инвестиционного соглашения. Не исключено, что от подписания этого документа «Аэрофлот» удерживают заложенные в проекте строгие штрафные санкции. В версии МЭРТ будущее соглашение должно содержать статью о том, что при неисполнении авиакомпанией своих обязательств по осуществлению инвестиций она «в трехмесячный срок перечисляет в федеральный бюджет» все сэкономленное на пошлинах плюс «проценты в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день пользования данной льготой». В 1999 году, когда освобождение «Аэрофлота» от пошлин вступило в силу, ставка ЦБ равнялась 55% годовых. Хотя с тех пор она снизилась до нынешних сравнительно скромных 10%, в случае срыва сделки по Ил-96-400Т пеня может составить астрономическую сумму, значительно большую, чем исходная стоимость контракта в 400 млн долларов.

Михаил КУКУШКИН