|
|
N°168, 17 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Девушки поют
Девушки, поющие песни, -- какими они выглядят сейчас? Если судить по телевидению, то это густонакрашенные, скрупулезно уложенные красотки в дорогих одежках, выставляющие в выгодном свете все обязательные прелести своей фигуры: если юбочка или шортики, то покороче, если маечка, то вырез побольше. R'n'b-культура давно полностью захлестнула мейнстримовые представления о девушке-певице -- такими мы видим Бейонсе, Pussycat Dolls и Дженнифер Лопес. Преимущественно электронная музыка, в основе которой лежит хип-хоп бит и тягучий и всхлипывающий соул-вокал -- вот на чем сейчас строится большая часть женской популярной музыки. Другой образ проповедует, например, Аврил Лавинь -- эта девушка-подросток с гитарой играет крикливый поп, но ее внешность отдает тем же глянцем. Есть девушки, не так усердно эксплуатирующие свой секс-образ, как Натали Имбрулья и Нелли Фуртадо, но их вариант поп-музыки -- куплетно-припевные песенки -- ничем особенным не примечателен. Если не брать в расчет таких заслуженных див, как Мадонна, Бьорк или Тори Амос, то это практически все, что могла нам предложить женская поп-музыка недавних пор.
Но в последние месяцы откуда ни возьмись возникли три девушки совсем иного толка -- канадка Лесли Файст, американка Сент Винсент и англичанка Кейт Нэш -- и каждая выпустила по замечательному альбому, два из которых дебютные. Во всех трех случаях это женская, чувственная лирика, с припевами и куплетами, но вовсе не построенная на тривиальных канонах, это не r'n'b и не поп-рок. Очень легкая, сыгранная на акустической гитаре или клавишных, с невесомыми, как кружева на платье, электронными аранжировками, она скорее близка к фолку, авторской песне в западном понимании. Впрочем, у каждой девушки своя история...
Лесли Файст -- старшая из трех. Ее пластинка The Reminder -- уже третья, да и по возрасту Файст не девочка -- перевалила за третий десяток. За десять лет музыкальной карьеры она успела и поиграть в панк-группе, и выступить на пластинке своей соседки по квартире -- молодой эпатажной певицы Пичиз, поющей зубодробильную электронику с речитативами. На прошлом альбоме Файст исполняла легко аранжированные песенки, навеянные ретроэстрадой, французским шансоном и джазом, и в чем-то он был даже точнее и живее, чем расхваленный ныне The Reminder. На ее новом альбоме куда больше акустики и куда меньше заметна электронная подоплека. Слова слетают с губ Файст, как птички, а поет она на вечные женские темы: веселья час, боль разлуки и прочие любовные коллизии.
На пятки Файст наступает Энни Кларк, выступающая под именем St. Vincent. На ее дебютном альбоме-призыве под названием Marry Me есть и чувственный джазовый вокал, и воздушные аранжировки. В свои двадцать три года эта совершенно неотразимая белокожая девушка со смоляными кудряшками успела поиграть в составе инди-поп-группы The Polyphonic Spree и у фолк-певца Суфьяна Стивенса. А все аранжировки к сольному альбому певица записала сама. Кларк невероятно эклектична -- в пределах одного альбома она иронично обыгрывает штампы любовных отношений и поет, например, про вторую мировую войну в лучшей композиции альбома Paris Is Burning, где размеренное пение постепенно перерастает в истеричный вальс. Жеманная красавица Кларк, кокетничает с материалом, как с мужчиной: мечется в темах от божественного откровения до усмешек над ангелами, символически описывает страстные поцелуи и весьма убедительно просится замуж.
По сравнению с утонченной Белоснежкой Кларк английская певица Кейт Нэш кажется простушкой. Вариант поп-музыки Нэш -- самый бойкий и доступный. На дебютном альбоме Made Of Bricks под резвую ритм-машину и синтезатор Нэш поет песни о повседневных девичьих заботах -- о том, что не может бросить парня, о том, как пьет одну кружку пива за другой, о том, как ведут себя ее друзья на очередной вечеринке, а попавшему в немилость молодому человеку посвящает песню, где без обиняков называет его «полным говном». Такими текстами-байками из жизни миддл-классовой молодежи Нэш оказалась близка Лили Аллен, еще одной молодой лондонской поп-певице, блестяще дебютировавшей в том году. Правда, песни Аллен замешаны на регги-ритмах, и Нэш на нее не очень похожа мелодически, но образ простушки-тусовщицы вырисовывается в ее песнях ровно так же. К слову, Лили Аллен, сейчас уже безоговорочная звезда, подружилась с Нэш и во многом способствовала ее успеху.
Потому вовсе неудивительно, что именно на долю Нэш выпало больше всего славы -- ее альбом, выпущенный в прошлом месяце, в неделю релиза занял первое место в английском чарте (в США он официально выйдет только в будущем году). Но хочется верить, что все три девушки из разных стран и с разными судьбами не случайно пришли и оказались замеченными одновременно. Ведь у чувственных песен Файст про встречи-разлуки, утонченных и ироничных заигрываний Энни Кларк и рубленых текстов Кейт Нэш есть общая черта: человеческая простота и доступность. Никто из них не стремится нарочито подать себя за счет внешнего облика -- хотя каждая по-своему красива. Конский хвост Файст или стриженая челка Нэш, короткие платьица с рукавами фонариком -- в их имидже нет ничего выдающегося, типичная мода городской девушки, которую можно встретить в соседнем баре, что вовсе не умаляет их достоинств. Этим девушкам действительно хочется верить -- когда слушаешь их музыку, кажется, будто каждая из них открывает дверь в девичью спальню или пролистывает перед тобой личный дневник.
Марина ЗЕНКИНА