Время новостей
     N°168, 17 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2007
Осторожно, двери закрываются
Попасть в режим промсборки успели все, кто хотел
Россия больше не предоставляет льготный режим промышленной сборки для производителей автомобилей. В пятницу Минэкономразвития, Минфин и Минпромэнерго подписали трехсторонний приказ о том, что прекращают с 15 сентября заключать новые соглашения по промсборке иностранных автомобилей. Москва с удовольствием продолжила бы завлекать иностранцев льготными условиями, но предоставление преференций противоречит нормам и принципам Всемирной торговой организации. Россия в ВТО еще не вступила, и, откровенно говоря, неизвестно когда вступит, но соответствовать нормам международного торгового клуба уже пора.

Правда, как заявил Интерфаксу замдиректора департамента по инвестиционной политике Минэкономразвития Дмитрий Левченков, соглашения о промсборке можно будет заключать и после 15 сентября, но только с теми компаниями, кто до этого успел подписать меморандум о намерениях. Среди них американская компания General Motors, которая планирует производить на заводе под Санкт-Петербургом автомобили Opel и Сhevrolet; совместное предприятие «Северсталь-авто» и японской Isuzu. Кроме того, в особой экономической зоне в Татарстане планируется производить коммерческие автомобили грузоподъемностью от пяти тонн и комплектующие к ним. Там же «Северсталь-авто» наладит выпуск новой модели Fiat Linia, а в Набережных Челнах -- легковых автомобилей SsangYong. Чиновник МЭРТ сообщил также, что в ноябре может быть заключено соглашение о промышленной сборке автомобилей Mitsubishi. По его словам, МЭРТ в пятницу подписало меморандум еще с несколькими компаниями, но по договоренности с ними условия соглашений пока не разглашаются.

Не исключено, что одной из этих компаний стала корпорация Porsche. В четверг мэр Москвы Юрий Лужков на встрече с президентом компании Венделином Видекингом и экс-канцлером ФРГ Герхардом Шредером предложил им сотрудничество: «Мы приглашаем вашу фирму собирать или производить Porsche на территории автозавода ЗИЛ». Президент автоконцерна обещал подумать.

Тем же, кто не внял призывам российского правительства строить в России заводы на выгодных условиях, остается лишь подписывать соглашения о сборке автокомпонентов. Впрочем, и тут следует поторопиться: срок заключения таких соглашений истекает 30 октября.

Режим промсборки был введен в апреле 2005 года для того, чтобы стимулировать иностранцев строить в России заводы. По замыслу Минэкономразвития режим промсборки должен обеспечить россиян рабочими местами, а бюджет -- дополнительной налоговой базой. Для желающих работать по этим правилам правительство снизило либо обнулило пошлины на ввоз ряда автокомпонентов. В каждом соглашении их перечень оговаривается отдельно. Компания берет на себя обязательство постепенно сокращать импорт запчастей, доводя уровень локализации (то есть выпуска деталей в России) до 30% от стоимости автомобиля. При этом она обязана создать производство полного цикла, включая сборку, сварку и окраску кузова. Срок действия соглашения составляет семь лет для предприятий, уже работающих в России, и восемь -- для создаваемых. После этого они переходят на обычный режим деятельности.

За это время было подписано 16 соглашений. Первым стал Ижевский автозавод, заключивший соглашение на производство автомобилей KIA Spectra. Потом о намерении создать производства в России один за другим объявили Volkswagen, General Motors, Nissan, Toyota, Suzuki, Peugeot-Citroen, Hyundai, Mitsubishi, Renault. На новый режим перешел уже работавший во Всеволожске завод Ford. Кроме того, правом использовать льготный режим воспользовались и российские компании, выпускающие модели иностранных партнеров на своих мощностях либо создавшие с ними совместные предприятия, -- «Северсталь-авто» (проекты с корейской SsangYong, японской Isuzu и итальянской Fiat) и завод «GM-АвтоВАЗ».

Вера СИТНИНА
//  читайте тему  //  Автопром