Время новостей
     N°168, 17 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2007
Преемственность дискурса
Премьеры Михаил Фрадков и Виктор Зубков на словах почти не отличаются друг от друга
Выступление Виктора Зубкова в пятницу в Госдуме при его утверждении на должность премьер-министра и ответы на вопросы депутатов вряд ли позволяют делать серьезные выводы о том, как он будет строить работу нового кабинета министров. Были заявлены лишь направления деятельности, да и то в минимальном формате. Нынешняя Дума и не требует иного от кандидатов на должность главы кабинета министров, позволяя им затрачивать для достижения цели минимум усилий. Так случилось в минувшую пятницу, так же было и 5 марта 2004 года, когда парламентарии утверждали премьером Михаила Фрадкова. Вера в кандидатуру президента у депутатов настолько велика, что и Михаил Фрадков, и Виктор Зубков, абсолютно незнакомые подавляющему большинству депутатов, получали гораздо больше необходимого для утверждения минимума голосов.

При этом выступления обоих кандидатов в премьеры в Госдуме поражают своей похожестью. Чему, впрочем, не стоит удивляться: и г-н Зубков, и г-н Фрадков прекрасно знают, чего ждут депутаты. К тому же обоих кандидатов выбирал один и тот же человек -- президент Владимир Путин со своим представлением не только о премьере как личности, но и о том, что и как эта личность должна делать.

Вот как говорил глава государства о кандидате в премьеры Михаиле Фрадкове: «Перед нами стояла непростая задача -- предложить стране кандидатуру председателя правительства. Это должен быть человек высокопрофессиональный, порядочный, имеющий хороший опыт работы в различных отраслях государственной деятельности». А вот как -- о Викторе Зубкове на встрече с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» в минувшую субботу: «Он в принципе настоящий профессионал, действующий администратор с хорошим характером и в то же время с большим производственным опытом... Он человек исключительно порядочный». Правда, второй «порядочный профессионал» в силу совместной работы в Санкт-Петербурге гораздо ближе к президенту, чем первый.

Виктор Зубков, выступая в Госдуме, заявил: «Приоритетами работы считаю стратегические ориентиры и программу конкретных действий, которые определены президентом в посланиях Федеральному Собранию последних лет». Главные из этих приоритетов -- «обеспечение стабильности экономического и общественного развития». Также г-н Зубков считает необходимым «придать большую динамику всей работе правительства», в том числе «как за счет более эффективной структуры, так и за счет повышения персональной ответственности членов кабинета». «...Экономический рост нам нужен не сам по себе, не для статистики, а ради благосостояния людей», -- говорил он.

Михаил Фрадков заступал на пост премьера с аналогичными по содержанию и почти аналогичными по форме заявлениями. «Главной задачей нового правительства будет повышение качества жизни людей, снижение уровня бедности, улучшение благосостояния и безопасности россиян. Прежнее правительство тоже занималось этими вопросами, но сейчас требуется форсировать этот процесс, улучшить эффективность работы кабинета министров», -- говорил он. При этом г-н Фрадков отмечал, что правительство активизирует работу по достижению «экономической стабильности», произведет «структурные сдвиги» в кабинете министров.

В одном ключе оба кандидата в премьеры говорили о социальной политике, о необходимости развития промышленного, научного и инновационного потенциала страны, о налогах, точнее, о необходимости их снижения. Правда, Михаил Фрадков был более конкретен, заявив о важности снижения ставки единого социального налога (что, кстати, и было реализовано). Виктор Зубков предпочел избежать конкретики. «...Надо, прежде всего, обеспечить снижение инфляции, уберечься от чрезмерных колебаний рубля и при этом находить возможности для дальнейшего снижения налогов», -- сказал он.

Напротив, говоря о борьбе с коррупцией, они местами поменялись. Г-н Фрадков ограничился заявлением, что «борьба с коррупцией будет продолжена, на это есть все показания и поручения», тогда как Виктор Зубков пошел дальше, предложив принять соответствующий закон и создать отдельную структуру для борьбы с этим злом.

Кроме того, г-н Зубков в отличие от г-на Фрадкова, уделил внимание сельскому хозяйству. Что понятно: кандидат в премьеры, проработавший много лет в этой сфере, по-иному поступить вряд ли мог.

Среди приоритетов Виктор Зубков назвал подъем оборонно-промышленного комплекса, решение проблем военнослужащих. Михаил Фрадков в марте 2004-го говорил об этом же: «Особо надо подчеркнуть, что мы планируем сосредоточиться на процессе реформирования в армии и обороне. Нужно на порядок повысить расходы на оборону, обеспечить достойный уровень жизни военнослужащих».

Одним словом, в выступлениях Виктора Зубкова и Михаила Фрадкова при их утверждении на пост премьер-министра гораздо проще найти сходство, нежели принципиальные различия. Однако по меньшей мере одно из них, что называется, бросается в глаза. Выступая перед депутатами, Виктор Зубков ни разу не произнес слово «реформа» или его производные. Фрадков же говорил о реформировании «в армии и обороне», налоговой реформе. Похоже, г-н Зубков специально предпочел не произносить слово, которое за годы непростых и противоречивых преобразований в России приобрело негативный смысл (один раз он сказал «модернизация» применительно к ЖКХ). Вряд ли в России все уж так хорошо, что ни одна из сфер более не нуждается в реформировании.

Схожесть заявлений при вступлении в должность нынешнего и предыдущего премьеров наталкивает на мысль и о возможности аналогичных первых шагов на посту главы правительства. Михаил Фрадков, вспомним, начал, что называется, с места в карьер, предложив создать трехуровневую систему исполнительной власти (министерство -- федеральная служба -- федеральное агентство), которая затем и была реализована (как -- другой вопрос). Как будет стартовать Виктор Зубков, страна и мир увидят уже на этой неделе. Судя по его словам в Госдуме, старт может получиться не менее резвым.

Михаил ВОРОБЬЕВ
//  читайте тему  //  Отставки и назначения в правительстве