Государственная компания Gaz de France в конце недели объявила о том, что присоединяется
к проекту строительства газопровода Nabucco, по которому каспийский газ должен попасть в Центральную Европу в обход России. Об этом она сообщила в Будапеште после конференции, посвященной проекту, где появление шестого члена консорциума официально и единогласно поддержали действующие его участники: австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgargaz и турецкая Botas. GdF не смогла договориться с «Газпромом» об участии в другом масштабном инфраструктурном проекте -- «Северный поток» по дну Балтийского моря. Российский концерн завершает переговоры о сделке с голландской Gasunie, которая должна получить до 9% акций Nord Stream, компании -- оператора этого проекта («Газпром» владеет контрольным пакетом), в обмен на то, что он войдет в проект газопровода BBL из Нидерландов в Великобританию.
Мероприятие в Будапеште сопровождалось рядом политических заявлений на тему энергетической безопасности Европы. Президент Франции Николя Саркози, приехавший в Будапешт с рабочим визитом, призвал ЕС развивать энергетику на базе мирного атома (АЭС занимают солидную долю во французском энергобалансе), а принимавший его венгерский премьер Ференц Дюрчань выступил за активный поиск альтернативы российскому газу, а также за консолидированную позицию ЕС в переговорах с поставщиками. «В условиях существования монополистов-продавцов получатели газа должны координировать свои действия», -- заявил г-н Дюрчань. До последнего времени в Будапеште высказывали большие сомнения в перспективах Nabucco и год назад даже договорились с «Газпромом» разработать проект газопровода через Турцию и Балканы на базе расширения российской экспортной трубы «Голубой поток».
Все изменилось несколько месяцев назад, когда «Газпром» стал активно обсуждать с итальянской Eni новый маршрут транспортировки газа на юг Европы. Переговоры о сотрудничестве с MOL стихли, и в начале лета в Риме был подписан меморандум о реализации проекта «Южный поток», по которому газ из России по дну Черного моря должен быть доставлен в Болгарию и Грецию, а затем в Италию. Возможность поставок из Болгарии на север (в Сербию и Венгрию) пока официально не отвергнута, но изначально выглядит более проигрышной.
«У нас нет никаких претензий (к России.
-- Ред.), -- заявил г-н Дюрчань. -- Наша задача заключается в том, чтобы найти новые источники и пути транспортировки энергоносителей. Было бы глупо для страны или региона радоваться одному-единственному поставщику». И призвал ускорить работы по строительству Nabucco. В настоящее время российские поставки обеспечивают 80% потребностей Венгрии в газе, и в будущем эта зависимость будет расти.
Впрочем, основная проблема Nabucco -- отсутствие долгосрочных гарантий заполнения трубы газом -- осталась. Поставщика, готового в течение 25--30 лет транспортировать по Nabucco 30 млрд кубометров в год, сейчас нет. Министр энергетики Азербайджана (страна рассматривается как важнейший поставщик собственного и транзитер среднеазиатского газа для Nabucco) Натик Алиев не сказал в Будапеште ничего утешительного. «Мы можем присоединиться к «Южному потоку», мы можем присоединиться к Nabucco. Для Азербайджана основная цель -- добывать больше газа и нефти и поставлять их в Европу», -- цитирует его Reuters. При этом хорошо известно, что значительную часть собственного газа Азербайджан уже почти распределил между Турцией, Грецией и пообещал Италии (строительство этих газопроводов уже идет). А договориться о реализации проекта создания транскаспийской трубы, по которой через Азербайджан и Грузию в Nabucco мог бы пойти туркменский и казахский газ, пока не удается. Г-н Алиев сказал, что Азербайджан постарается улучшить взаимоотношения с Туркменией, но не обещал ничего конкретного и сроков не назвал. «Мы улучшили наши отношения с Туркменией, через один-два месяца Азербайджан и Туркмения проведут встречи», -- пообещал министр. Так что, несмотря на могучие лоббистские усилия США, до урегулирования проблем между Баку и Ашхабадом еще далеко.