|
|
N°168, 17 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба на всех фронтах
В Мехико стартовал чемпионат мира по шахматам. Первый тур напоминал разминку, что неудивительно. За последние пару лет участники турнира сыграли между собой столько партий в классике и рапиде, что более чем хорошо знакомы с потенциалом друг друга и не спешили выкладывать козыри. Все четыре партии закончились вничью в достаточно скоротечной борьбе, причем интрига была исчерпана в позициях, едва переваливших за 20 ходов.
Известно, что в современных шахматах важнейшее значение отдается домашней подготовке, но из дебютных поединков интерес представляли лишь две партии. Естественно, главное внимание было привлечено к игре чемпиона мира. Казалось, что в партии Крамник--Свидлер противники идут на большую борьбу, но когда в острой позиции питерский гроссмейстер неожиданно пожертвовал пешку, Крамник словно одумался и через три хода предложил ничью. Петр не возражал. Неудивительно -- долг в «-4» (таков баланс их поединков) призывает к бдительности. Интрига ожидалась и в партии Морозевич--Аронян. Однако после того как на 11-м ходу армянский гроссмейстер применил интересную новинку, парировав фланговую атаку белых контрударом в центре, обычно агрессивный москвич посчитал за благо пойти на упрощение позиции. В партии Грищук--Леко противники 20 ходов следовали по тропе, недавно проторенной на турнире в Форосе, с которой сошли ради массовых разменов. Не было большой борьбы и в русской партии Ананд--Гельфанд.
Зато во втором туре сработали бомбы замедленного действия, заложенные главными фаворитами турнира. Первым выиграл Крамник. В партии с Морозевичем в каталонском гамбите он предложил неожиданную жертву фигуры, развалил ферзевый фланг противника. В цейтнотной горячке Морозевичу не удалось удержать проходные пешки белых, и к 27-му ходу все было кончено.
Сегодня одним из самых рискованных дебютов является вариант Ботвинника, где цена хода может равняться партии. В поединке Аронян--Ананд индийский гроссмейстер первым свернул с накатанного пути, перехватил инициативу и сломил сопротивление противника. Вничью закончились партии Свидлер--Леко и Гельфанд--Грищук. Но если в первой характер борьбы был предопределен согласием белых пойти на атаку Маршалла, имеющую репутацию ничейной, то во второй партии игры, по сути, не было.
В третьем туре полновесная борьба уже шла на всех фронтах. Естественно, главное внимание было приковано к поединку лидеров Ананд--Крамник. После того как в русской партии были разменяны ферзи, лишь одной неточности Виши оказалось достаточным, чтобы Владимир заставил его искать спасения в затяжном ладейном эндшпиле без пешки. Ананд выстоял. С позиции силы заставил играть Гельфанда и Леко, но стоило венгру допустить неточность, как Борис завелся и заставил соперника до 100 ходов спасать ферзевый эндшпиль.
Новые испытания выпали на долю Ароняна, игравшего черными с Грищуком. Партия тем не менее закончилась курьезно. Россиянин пожертвовал пешку, развил опасную атаку, но в решающий момент не нашел несложного выигрывающего продолжения и форсировал ничью повторением ходов. Зато великолепно провел свою партию Морозевич. Непритязательно разыграв шотландскую партию, он уступил Свидлеру инициативу в дебюте, но виртуозно воспользовался его заминкой, получил преимущество двух слонов. По расхожей шутке многих шахматистов, оно заключается в возможности с выгодой разменять одного из них. Морозевич так и поступил, приобретя попутно пешку, после чего сопротивление Свидлера было недолгим.
После трех туров лидируют Крамник и Ананд, имеющие по два очка. На пол-очка отстают Морозевич, Грищук, Леко и Гельфанд.
Олег СТЕЦКО