Осеннего политического обострения в Киргизии, которого с опасением ожидали одни и с надеждой другие, не будет. Это стало ясно после принятого 14 сентября конституционным судом (КС) Киргизии решения, признавшего не соответствующими основному закону процедуры, согласно которым в ноябре и декабре прошлого года парламент страны принял одну за другой две конституции страны.
В ночь на 8 ноября 2006 года жогорку кенеш (парламент) под давлением бурной митинговой оппозиционной стихии в течение нескольких ночных минут
проголосовал за текст конституции, в существенной степени перераспределявший в пользу парламента полномочия президента страны. Депутаты настолько спешили в ту ночь закончить с конституционной реформой и провозгласить Киргизию парламентской республикой, что не заметили главного: если новая конституция вступит в законную силу, нынешний состав парламента должен будет сложить свои полномочия. Лишаться же своих мандатов, которые многим депутатам достались в буквальном смысле дорогой ценой, они не хотели.
Такие вполне понятные человеческие опасения были в полной мере использованы президентским окружением, предложившим депутатскому корпусу сделку -- они сохраняют свои полномочия до конца срока в 2010 году в обмен на принятие нового варианта конституции, практически возвращавшего главе государства все то, что он потерял в ночь на 8 ноября. Так, 30 декабря 2006 года, когда даже самые принципиальные оппозиционные политики больше думают о предновогоднем праздничном столе, была проголосована еще одна конституция. В те бурные зимние дни президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву улыбнулась еще одна удача: совместно с парламентом он добился
отставки с поста премьера своего недавнего соратника и одновременно главного политического оппонента Феликса Кулова.
В минувшую пятницу ноябрьская и декабрьская конституции окончательно стали достоянием киргизской истории. КС решил это, рассмотрев запросы двух депутатов жогорку кенеша -- Кабая Карабекова и Мелиса Эшимканова. Решения суда основывались на неконституционности принятия парламентом в ноябре 2006 года своего регламента, позволявшего ему принимать новую конституцию без заключения КС и в нарушение предусмотренных на это сроков. Следовательно, подлежат отмене и те поправки и дополнения к конституции, которые были приняты в результате неконституционной процедуры.
Сегодня Киргизия фактически снова живет по конституции, принятой при президенте Аскаре Акаеве на референдуме 2 февраля 2003 года и утвержденной парламентом 18 февраля. Той самой конституции, что подверглась серьезной критике со стороны политической элиты страны за существенное расширение полномочий президента за счет парламента и правительства. В решении КС от 14 сентября сказано, что «изменение либо отмена закона, принятого референдумом, возможно только путем референдума».
Накануне оглашения решения КС руководитель президентской администрации Медет Садыркулов заявил, что каким бы ни был вердикт, президент Бакиев до конца нынешнего года обязательно доведет до конца конституционную реформу. Как заявил «Времени новостей» экс-премьер Феликс Кулов, это означает, что до конца 2007 года президент Бакиев инициирует референдум по принятию новой конституции. Тогда после ее принятия в начале 2008 года в Киргизии должны будут состояться досрочные парламентские выборы. Наш собеседник не исключает в дальнейшем и проведение досрочных президентских выборов. Но это, говорит экс-премьер, может произойти в том случае, если Бакиев не захочет продлить свои президентские полномочия на референдуме, предложив избирателям ответить и на этот вопрос.
По мнению г-на Кулова, президент, предлагая стране новую конституцию, согласно которой должен быть избран и новый парламент, не может позволить себе сохранять до конца срока и свои президентские полномочия, которыми он был наделен в соответствии со старой конституцией. Отчасти с этой логикой согласен один из инициаторов решения об отмене двух киргизских конституций, депутат Кабай Карабеков. «По конституции 2003 года мы будем жить недолго», -- заявил он бишкекскому пресс-клубу сразу же после вердикта КС Киргизии.