|
|
N°10, 22 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайна третьего поколения
За последние два года состав глав российских регионов сменился почти что на треть. А если считать от числа состоявшихся за это время выборов, то сменились больше половины региональных лидеров.
Изменения носят не только количественный, но и качественный характер. Речь, по сути, идет о приходе третьего поколения региональных лидеров.
Костяк первой региональной генерации составляли ельцинские выдвиженцы -- главы администраций, назначенные президентским указом. Практика была для Москвы крайне удобной -- власть в регионах можно было менять сколько душе угодно. Назначенные главы старались проявить себя как можно лучше -- в том числе и потому, что возможным призом за послушание могло стать разрешение провести в регионе выборы.
К плеяде ельцинских назначенцев относятся Борис Немцов, Михаил Пруссак, Константин Титов, Виктор Ишаев и Евгений Наздратенко. Однако основная масса губернаторов первого поколения сгорела на первых же своих выборах. Назначенцы заплатили за верность президенту: 88 из 89 глав регионов поддержали на президентских выборах 1996 года Бориса Ельцина. Однако почетные грамоты, которыми были награждены губернаторы, не могли помочь с решением проблем пенсий и зарплат, особенно обострившихся через несколько месяцев после завершения президентской кампании.
Ельцинских назначенцев сменили «крепкие хозяйственники». Выражение было запущено в оборот осенью 1996 года. Тогда зачастую одного и того же кандидата в губернаторы поддерживала и коммунистическая оппозиция, называвшая его «представителем народно-патриотических сил», и Кремль, именовавший того же кандидата «крепким хозяйственником». Второй термин прижился больше, потому что второе поколение губернаторов о «народном патриотизме» после выборов практически не вспоминало. К этому поколению относились Дмитрий Аяцков, Иван Скляров, Леонид Горбенко, Владимир Яковлев. Духовным лидером «крепких хозяйственников» считался Юрий Лужков.
Для региональных лидеров период 1996--1999 годов был временем наивысшего могущества. Разрешив всем избираться, Кремль с удивлением выяснил, что особых возможностей влиять на регионы у него нет. Весной 1997 года администрация президента хотела сместить с должности г-на Наздратенко -- попытка с треском провалилась.
Кроме того, федеральному центру по большей части было попросту не до того, чтобы выстраивать регионы. «Войны олиграхов», постоянные смены правительства, начинающаяся предвыборная президентская кампания не просто отнимали у федерального истеблишмента все силы, но и заставляли различные группировки искать поддержки у губернаторов. Именно тогда была апробирована формула «лояльность в обмен на преференции», согласно которой губернаторы были готовы поддержать кого угодно в Москве, если это сопровождалось финансовыми вливаниями. Именно к этому периоду относится расцвет сената, который неожиданно стал влиятельнейшим институтом власти, а его спикер Егор Строев рассматривался в качестве вероятного кандидата в президенты.
Свобода рук испортила «крепких хозяйственников». Они увлеклись политикой, при том, что по большей части не особо в ней разбирались. Именно поэтому главы регионов сначала толпой кинулись в «Отечество -- Вся Россия», потом почти в полном составе перебежали в «Единство». Однако укрепившаяся к этому времени федеральная власть твердо запомнила, что губернаторам политикой заниматься нельзя. И сделала все, чтобы больше у глав регионов такой возможности не было. А заодно посодействовала смене многих из них.
Третье поколение губернаторов еще не имеет своего названия и не обросло некими типологическими особенностями. Новые региональные лидеры вообще ведут себя пока очень тихо -- хотя как еще вести себя при сильной федеральной власти? Однако надо думать, что через год, пообвыкшись с новой ролью, третье поколение губернаторов проявит себя. А как -- еще пока никто не знает.
Глеб ЧЕРКАСОВ