Сеул активизировал переговоры о закупках российского газа. Всего за неделю президент корпорации Kogas Ли Су Хо дважды встретился с руководителями «Газпрома». Сначала в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сиднее он провел переговоры с зампредом правления российского концерна Александром Медведевым. А вчера приезжал в Москву, чтобы обсудить тему поставок газа из России с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. В промежутке между этими встречами к г-ну Миллеру приезжал посол Южной Кореи Ли Гю Хен, очевидно, для подготовки предметного разговора на коммерческие темы. Всплеск активности корейцев произошел сразу после того, как Виктор Христенко подписал приказ об утверждении программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и поставок газа с учетом возможного экспорта в страны АТР. Как сообщила вчера пресс-служба «Газпрома», г-н Миллер и Ли Су Хо решили, что будет проведена эксклюзивная презентация этого документа для компании Kogas.
Сеул крайне заинтересован в новых источниках поставок газа в связи с истечением крупных контрактов со своими традиционными поставщиками, прежде всего с Индонезией (у которой значительно сузились возможности для долгосрочного экспорта газа). И относительно близко расположенная Россия является весьма привлекательным вариантом, обеспечивающим диверсификацию (как с точки зрения закупок сжиженного, так и с учетом возможности организовать импорт трубопроводного газа).
Южная Корея уже имеет контракт на ежегодную закупку 2,1 млрд кубометров российского газа в сжиженном виде с проекта «Сахалин-2», в котором «Газпром» теперь владеет контрольным пакетом. Как известно, весь объем производства СПГ с уже почти построенного завода (мощностью 9,6 млн тонн в год) законтрактован. Однако, как известно, рассматривается возможность строительства еще одной линии мощностью 4,8 млн тонн в год после 2015 года. И как следует из текста «Восточной программы», именно Kogas рассматривается в качестве покупателя большей части дополнительного сахалинского СПГ. По мнению авторов документа (он готовился в «Газпроме»), Южная Корея будет покупать около 6 млрд кубометров российского сжиженного газа в год к 2020 году, то есть, 4 млрд в год с новой линии завода. К примеру, Япония, как ожидают эксперты «Газпрома», будет покупать лишь 2,5 млрд кубометров в год сверх уже законтрактованных (около 8 млрд), поставки на западное побережье США и Мексики увеличатся на 1,3 млрд кубометров в год (сейчас есть договоры на 2,2 млрд). Теоретически рассматривается возможность экспорта СПГ в Китай и Тайвань (до 2,5 млрд и до 1 млрд кубометров в год соответственно), но вероятность подписания таких контрактов невелика из-за низких цен в КНР и политических рисков сотрудничества с Тайванем.
Что касается трубопроводного газа, то, как и много лет назад (когда возможность поставок российского сырья в Корею только начала обсуждаться), программа предусматривает экспорт на уровне 10 млрд кубометров в год в 2020 году в базовом варианте и на 2 млрд кубометров в год больше при оптимистичном сценарии. Точный маршрут поставок не определен, поскольку здесь имеются многочисленные технические и политические проблемы. Предполагается, что трубопроводный газ из России в Корею пойдет через Приморье. Существует два варианта дальнейшей транспортировки: через Северную Корею и по дну Японского моря. Причем оба являются весьма проблематичными. И если не удастся снять политические риски прокладки трубы через территорию страны Чучхе, российского трубопроводного газа в Южной Корее скорее всего не будет. Поставлять СПГ и удобнее, и дешевле транспортировки по дну моря.