Время новостей
     N°167, 14 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.09.2007
Химзащита
Предприниматели решили объединиться против наркополиции
Российские предприниматели, занимающиеся производством и реализацией химической продукции, решили создать профессиональную ассоциацию и написать письмо президенту о необходимости воссоздания министерства химической промышленности. Вчера на пресс-конференции представители этого бизнеса заявили, что объединиться их принудил Госнаркоконтроль, который фактически взял под свой контроль эту отрасль промышленности, объявив всю продукцию предприятий «сильнодействующими веществами», производство и реализацию которых посчитал незаконными, а значит, уголовно наказуемыми согласно ст. 234 УК РФ (незаконный сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ). По стране в отношении предпринимателей возбуждено уже порядка 2 тыс. уголовных дел. Кое-кто из них уже выслушал обвинительные приговоры.

При этом что такое «сильнодействующее вещество», не знает никто -- такого определения нет ни в одном законе или хотя бы нормативном акте. Следовательно, рассудили предприниматели, уголовное преследование химиков нарушает их конституционное право на защиту, так как каждый вправе знать, в чем он обвиняется, а в данном случае понять это невозможно. Эти и другие аргументы бизнесмены, как вчера было объявлено, изложили в обращении в Конституционный суд о признании неконституционной ст. 234 УК.

О раскрытии так называемого «дела химиков» Госнаркоконтроль с помпой объявил осенью прошлого года. Его фигурантами стали руководители московской компании «Софэкс» Яна Яковлева и Алексей Процкий. Подозрение у полицейских вызвал этиловый эфир, которым компания торговала со многими предприятиями страны, воинскими частями, НИИ и т.д. В ФСКН же стали утверждать, что этиловый эфир на самом деле предпринимателям нужен совсем для другого -- чтобы снабжать им наркоторговцев, так как это вещество якобы используется для изготовления наркотиков. Всего следователи насчитали Яковлевой и Процкому 36 преступных эпизодов. Несколько месяцев они просидели в тюрьме, а весной им удалось выйти под подписку о невыезде.

По окончании следствия дело передали в Перовский райсуд, но оттуда оно дважды возвращалось в прокуратуру для «устранения неточностей» -- судьи так и не смогли понять, что же конкретно полицейские вменяют бизнесменам. В ответ в ФСКН заявили, что у судей «не хватает мужества», чтобы привлечь предпринимателей к ответственности. В конце августа Перовский суд все же приступил к рассмотрению дела.

Однако, как рассказали вчера участники пресс-конференции, обвинительные приговоры по аналогичным делам уже есть. «Два дня назад в Новосибирске гендиректор предприятия «Химснаб» г-жа Амитаева получила три года условно из-за того, что у нее на складе наркополицейские обнаружили около 15 т толуола (растворитель, широко применяемый в промышленности)», -- рассказал соучредитель новосибирского предприятия ООО «Логосиб» Константин Амосов. Его компания организует поставки химпродукции по предприятиям Новосибирской области и Дальнего Востока. Но сейчас г-н Амосов и его коллеги заняты другим -- ходят на допросы в наркоконтроль.

«Против меня возбуждено 80 уголовных дел по ст. 234 УК», -- посетовал г-н Амосов. Он рассказал, что в августе 2005 года на «Ростехнадзор» и ФСКН провели проверку кислот и растворителей, хранящихся на складах «Логосиба». «Ростехнадзор» обнаружил незначительные недостатки и оштрафовал компанию на 2 тыс. руб. Госнаркоконтроль в свою очередь сам факт наличия растворителей и кислот счел преступлением и возбудил уголовное дело. «Вы спросите, зачем им это понадобилось? Может быть, ответ в том, что еще во время следствия около 100 т продукции было арестовано, а затем, не дожидаясь решения суда, вывезено и реализовано через РФФИ? -- отметил г-н Амосов. -- Подобная схема -- типовая для всей России. Поэтому у бизнес-сообщества нет другого выхода, кроме как объединиться в борьбе с беспределом».

Гендиректор «Софэкса» Алексей Процкий пояснил действие применяемой ФСКН схемы: «Ст. 234 УК о незаконном обороте сильнодействующих веществ подразумевает, что есть подзаконные акты, которые формулируют правила их оборота и дают само понятие сильнодействующего вещества. Но таких правил не существует, поэтому придраться Госнаркоконтроль может практически ко всему. Я как химик, как бизнесмен понимаю, что решение может быть одно -- разработка четких правил ведения бизнеса в химической промышленности. Мы поняли, что ее (химпромышленность. -- Ред.) в правительстве никто не представляет, поэтому мы просим власти обратить на это внимание».

Коллега г-на Процкого, директор НП «Группа компаний Реахим» Владимир Помазанов в развитие этой мысли предложил возродить министерство химической промышленности, которое могло бы сохранить отрасль и регламентировать порядок ее деятельности. «Всего по России возбуждено 1802 дел по ст. 234 УК. И все обвиняемые -- химики, -- констатировал г-н Помазанов. -- Мы не занимаемся ничем, что было бы связано с наркотиками. И объединяемся мы не для того, чтобы друг друга от суда защищать, а чтобы защитить химическую промышленность от уничтожения». «Дела возбуждают против малого и среднего бизнеса, выбивают у них почву из-под ног, но не понимают, что бьют и по крупному бизнесу, так как он теряет рынок сбыта», -- подхватил тему директор торгового дома «Славянка» Азат Мансуров, которого в мае сотрудники ФСКН обвиняли в незаконном хранении марганцовки. «Это абсурд! Мы взрослые люди, кандидаты химических наук, а рассуждаем об уголовных статьях и сроках! -- возмущалась финдиректор «Софэкса» Яна Яковлева. -- Меня возили в клетке, пальцем на меня показывали, говорили, нельзя ее отпускать, она может продолжить свою преступную деятельность. Бизнес я забросила, теперь занимаюсь тем, что, спасая себя, спасаю других».

Юридическую оценку содержанию ст. 234 УК и предъявленным химикам обвинениям дал адвокат Юрий Костанов. «В школьные времена мне говорили: все, что нас окружает, имеет отношение к химии. Это было очень интересно, и я всерьез увлекся этой наукой. К счастью, химиком я не стал, а то сейчас сидел бы уже», -- посмеялся адвокат. Он подверг резкой критике ст. 234 УК, назвав ее «ужасным законом». «Самое безобидное вещество может быть сильнодействующим при определенной концентрации. Если съесть столовую ложку поваренной соли, это может привести к летальному исходу. В списки «опасных» попала марганцовка, раствором которой можно было горло от простуды полоскать, а теперь в аптеках ее не купишь», -- сказал г-н Костанов.

Он сообщил также, что на днях химики обратились в Конституционный суд с заявлением о признании ст.234 УК противоречащей Основному закону страны. По его словам, данная норма нарушает ст. 45 Конституции, гарантирующую право каждого на защиту, поскольку «каждый имеет право знать, в чем он обвиняется, а обвинение в хранении сильнодействующих веществ объяснить невозможно, потому что нет самого их понятия». Кроме того, по мнению г-на Костанова, была нарушена и ст.55 Конституции, по которой права и свободы человека могут ограничиваться лишь законом, а закона о сильнодействующих веществах опять же не существует. Адвокат подчеркнул, что согласно Конституции (ст. 71 и 72) оборот сильнодействующих веществ не находится в исключительном ведении Российской Федерации. «Тогда с какой стати вы вставляете ответственность за его несоблюдение в УК?» -- недоумевал адвокат.

За химиков решили заступиться и правозащитники. «Предприниматели страдают больше остальных людей, -- сказала председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. -- Чтобы привести их в отчаяние, не обязательно сажать за решетку, достаточно разорить. И тот факт, что предприниматели теперь отказываются давать взятки и откаты и объединились, -- это колоссальный сдвиг».

Екатерина БУТОРИНА