Успехи российской банковской системы во многом объясняются макроэкономическими условиями, и
она нуждается в комплексных реформах, полагает рейтинговое агентство Standard & Poor's, представившее вчера ежегодный отчет «Анализ рисков банковского сектора: Российская Федерация». Повышению прозрачности, сокращению количества банков мешает как сопротивление бизнес-структур, так и недостаточное внимание правительства к банковскому сектору. В ближайшее время, считают аналитики, кредитные организации ждут проблемы ликвидности, выплаты внешнего долга, и риски, связанные с выборами. Позитивный фактор -- благоприятная конъюнктура сырьевого рынка.
Российские банки постепенно укрепляют свои позиции, говорится в докладе S&P. «Налицо положительные структурные сдвиги, хотя многие происходящие изменения носят циклический характер и определяются благоприятными условиями в экономике, политике и отрасли. Ухудшение этих условий может привести к кризисным явлениям в банковском секторе», -- отметила один из авторов отчета, кредитный аналитик Standard & Poor's Екатерина Трофимова. Основной причиной общего повышения кредитоспособности российских банков остается благоприятный макроэкономический климат.
«Легко заметить, что успехи отдельно взятых банков в деле укрепления коммерческих позиций и повышения кредитоспособности весьма неодинаковы, что объясняет растущие различия в их рейтингах, -- говорится в отчете. --- Российскому банковскому сектору давно необходима реформа: она могла бы значительно ускорить процесс повышения рейтингов и придать импульс развитию банков. Однако реформа продвигается медленно из-за отсутствия политической воли к исправлению серьезных недостатков и сопротивления влиятельных кругов, чьи интересы эта реформа затрагивает». Как пояснила «Времени новостей» Екатерина Трофимова, «под реформой подразумевается широкий комплекс мер: повышение транспарентности, строгое соблюдение требований кредитования связанных лиц, раскрытие структуры капитала, сокращение количества банков в системе и др. На законодательном уровне это укрепление прав кредиторов и системы банковского надзора».
Такая реформа повлечет за собой сокращение числа банков, и поэтому она вызывает сопротивление бизнес-структур, подчеркивает специалист. «Но на государственном уровне, к сожалению, отсутствует должное внимание к банковской системе, -- продолжает г-жа Трофимова. -- Она не рассматривается как локомотив экономики, как в Европе и других развитых и многих развивающихся странах. Правительство Казахстана, например, приняло ряд нормативных и регулятивных мер, сократило более чем в три раза количество кредитных организаций, и теперь банковская система играет ведущую роль в экономике. Российский Центробанк отзывает лицензии банков, но при таком темпе, по нашим подсчетам, ему понадобится около десяти лет, чтобы сократить их количество наполовину». По мнению аналитика, инструментарий регулятора по отзыву лицензий на основе финансовых нормативов неэффективен, поэтому он вынужден использовать для этого закон «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств и финансированию терроризма». Однако многие банки, лишившиеся лицензии по этому принципу, вполне можно было бы закрыть на основе неудовлетворительного финансового положения.
«В России акцент делается на укрепление и развитие государственных банков, которые и рассматриваются как оплот стабильности системы. При этом приоритетные отрасли развития, в том числе нанотехнологии, не могут развиваться без эффективного функционирования кредитных организаций», -- подчеркивает Екатерина Трофимова. Кроме того, по мнению авторов отчета, пережив не одно потрясение с момента своего образования в конце 1980-х годов, банковская система России по-прежнему подвержена риску резкого сокращения ликвидности под влиянием панических настроений. Обострение проблем с ликвидностью во второй половине августа 2007 года еще раз продемонстрировало уязвимость российских банков к оттоку капитала и неблагоприятной конъюнктуре мирового финансового рынка.
«Ситуация с ликвидностью, сложившаяся на российском рынке в конце лета, выглядит напряженной на фоне прежнего изобилия денег, когда ставки межбанковского кредитования приближались к нулю, -- говорит руководитель дирекции аналитических исследований УК «Уралсиб» Александр Головцов. -- Однако на самом деле это всего лишь переход от бума к нормальному развитию». По его мнению, в последнее время экономика развивалась быстрее, чем увеличивался капитал банков. Негативные факторы, с которыми столкнется российская банковская система в ближайшие месяцы, -- это крупные налоговые выплаты и погашение внешнего долга. Позитивные факторы -- увеличение бюджетных расходов накануне выборов, а также положительная конъюнктура сырьевых рынков, которая обеспечит приток средств в банки.
Руководитель розничного направления Райффайзенбанка Роман Воробьев считает, что действующее законодательство не мешает развитию банковской системы: «Есть отдельные рабочие моменты, которые нужно совершенствовать. Банки действительно развиваются неравномерно, но ведь у них были разные стартовые позиции». По его мнению, главной проблемой для банковской системы в ближайшее время может стать кризис ликвидности.