|
|
N°10, 22 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Парламентариям не хватает органов
Поэтому они хотят чаще встречаться
Законодательная ветвь российской власти решила обзавестись собственной разновидностью Госсовета, отличной от губернаторского. О необходимости создания нового органа заявил вчера спикер Геннадий Селезнев. Его идею поддержали думцы, члены Совета Федерации и председатели законодательных органов всех регионов.
Это будет «постоянно действующее Совещание», с помощью которого, надеется г-н Селезнев, можно полнее учесть законодательные инициативы, идущие из регионов страны. При этом законотворцев не устраивает нынешняя пассивность исполнительной власти, от которой, на их взгляд, должно исходить до 90% всех законопроектов.
До сих пор федеральные и региональные парламентарии встречались эпизодически -- как правило, вослед ушедшему году. Поэтому они не столько обсуждали проблемы, сколько отчитывались друг перед другом о проделанной работе. Вчерашняя встреча, по-прежнему посвященная делам минувшего и планам на будущее, была, похоже, последней нерегулярной. Идея г-на Селезнева безоговорочно понравилась всем региональным спикерам, которые с нынешнего года, как и губернаторы, не вправе заседать в реформированном Совете Федерации. Но для губернаторов «нашли общественное формирование в виде Госсовета», подчеркнул председатель парламента Татарстана Фарит Мухаметшин. А законодатели, по его словам, теперь «предоставлены сами себе, не востребованы федеральным центром».
Спикер Совета Федерации Сергей Миронов увидел в идее Совещания залог того, что законопроекты, приходящие в Москву с мест, станут качественнее. Г-на Миронова огорчает, что законодательные инициативы регионов зачастую проработаны настолько слабо, что не выдерживают законотворческой процедуры. Так, по его подсчетам, представители регионов в последние два года были авторами около 30% законопроектов. Но лишь 9% обрели силу закона. Более половины документов не прошли даже первого чтения в Думе.
Правда, судя по словам г-на Миронова, он не считает, что для повышения качества проектов достаточно усилий одного лишь Совещания. Он предложил региональным коллегам активнее пользоваться услугами верхней палаты, которая теперь работает на постоянной основе. Если выяснится, уточнил г-н Миронов, что какая-нибудь инициатива интересна трети регионов, то СФ мог бы сам внести этот проект в Думу. И вообще г-н Миронов уверен, что его палата должна стать «основным субъектом законодательной инициативы» в вопросах, которые Конституцией отведены к совместному ведению центра и регионов. А чтобы работа с Думой шла без проволочек, г-н Миронов предложил еще создать и специальную комиссию, которая координировала бы деятельность обеих палат.
Если законодатели создадут не только Совещание по версии г-на Селезнева, но и комиссию по версии г-на Миронова, то они могут в корне изменить правила законотворчества, устоявшиеся за последние восемь лет. Законодатели вчера заявили, что рассчитывают на активное участие президентских и правительственных структур в работе как Совещания, так и комиссии. Таким образом, исполнительная власть, от которой парламентарии хотели бы получать до 90% всех законопроектов, будет освобождена от долгих согласительных процедур при официальном прохождении законов через Думу и СФ. Неясно только, каким образом в такой ситуации законодательная власть собирается сохранить свою независимость.
Думские планы на весну
Комитет по бюджету и налогам готовит облегчение фискального бремени: ставки налога на добавленную стоимость и единого социального налога будут понижены. Кроме того, ожидаются поправки в первую часть Налогового кодекса. Соответствующие предложения правительства уже поступили в Думу, ждут еще поправок и от думских фракций. Появятся новые главы и во второй части Налогового кодекса: о налогообложении малого бизнеса, налогообложении при СРП (соглашениях о разделе продукции) и, возможно, об акцизах.
Комитет по госстроительству будет в основном занят избирательными проблемами. Предстоит принять закон об основных гарантиях избирательных прав, о выборах депутатов парламента союзного государства Россия--Белоруссия. Из президентской администрации должны поступить обновленные редакции законов о выборах депутатов Госдумы и выборах президента. Думцы еще рассчитывают рассмотреть и собственную разработку закона о Конституционном собрании, невзирая на то, что президент высказался резко против изменения Конституции. Плюс к этому комитет гарантирует жаркую дискуссию при обсуждении закона о гражданстве.
Комитет по аграрным вопросам всю сессию будет заниматься сельхозугодьями. Глава комитета Владимир Плотников (аграрно-промышленная группа) заявил вчера, что Дума вправе не дожидаться правительственного варианта закона об обороте (купле-продаже) земель сельхозназначения, и предложил рассматривать те четыре альтернативных проекта, которые уже официально внесены депутатами. Комитет хотел бы также узаконить и правила ипотеки (залога) сельхозугодий. Кроме того, аграриям важно провести закон о государственном регулировании импорта сельхозпродукции.
Комитет по делам Федерации и региональной политике -- единственный в Думе, которому исполнительная власть не уделяет внимания. Законопроектов от президента или правительства -- «ноль», сообщил вчера глава комитета Леонид Иванченко (фракция КПРФ). Поэтому комитет по собственной инициативе будет пытаться лишить губернаторов права избираться на третий срок, зафиксировать нынешние административные границы, чтобы между регионами не возникало территориальных конфликтов, решать проблему поддержки депрессивных регионов и др.
Виктор ХАМРАЕВ