|
|
N°166, 13 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стабильность до последней секунды
"Если бы Путин поставил Иванова, полгода все выстраивали бы отношения с новым президентом"
Корреспондент "Времени новостей" Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА расспросила политологов о смысле замены премьера и шансах возможных преемников президента в свете появления неожиданного главы правительства.
"Если бы Путин поставил Иванова, полгода все выстраивали бы отношения с новым президентом"
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
-- Я бы исключил версию о будущем усилении роли правительства с тем, чтобы Путин стал премьер-министром. Тогда Владимир Владимирович не отправил бы Фрадкова в отставку именно сейчас. Президент вообще довольно точно формулирует свои намерения. Он сказал, что будет выполнять функции президента до последней секунды. Если бы у него была в голове такая схема, перед избранным президентом после инаугурации правительство по Конституции сложило бы свои полномочия. Решение по кандидатуре премьера абсолютно понятное. Президент не хочет быть «хромой уткой» оставшиеся полгода. Такое назначение означает скорее всего усиление позиций Сергея Борисовича Иванова. Ясно, что Зубков не может быть преемником в силу хотя бы просто возраста -- ему 65 лет. А Сергей Борисович как обладал возможностями для ведения пиаровской деятельности, так они у него в полной мере и сохранились. Потерь у него меньше -- ему не придется принимать непопулярные решения. А то, чем он занят, дело вполне популярное. Если бы Путин поставил Иванова, вся интрига кончилась бы, и полгода все выстраивали бы отношения с новым президентом. Можно было бы предположить, что Путин собирается сделать премьером преемника, чтобы он вошел в роль. Но оказалось, что для него важнее сохранить контроль и обеспечивать стабильность до последней секунды.
"Путин поменял властную конфигурацию, оставаясь главным игроком"
Алексей МАКАРКИН, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
-- Такое ощущение, что наш президент поменял властную конфигурацию, оставаясь при этом главным игроком. Он внес новую составляющую в процесс конкуренции за преемничество. Решение президентом было принято неожиданное. Это решение может означать, что вбрасываются новые фигуры, и вопрос о преемничестве отходит на второй план. Сейчас все будут обсуждать состав правительства: кто придет, кто уйдет. И второй вопрос, который будет на повестке дня: «Кто вы, господин Зубков?» Преемник ли это, или человек, который должен будет обеспечить политическое сопровождение выборов. И здесь президент решает несколько задач. Во-первых, ставит своего человека, который идет за ним с начала 90-х. Во-вторых, сразу меняет повестку дня. Резко обострившаяся в последнее время конкуренция по поводу преемничества отходит на второй план, а Путин остается главой государства и всем рулит. Президент сделал неожиданный ход. Этот ход сопровождала кампания по вытеснению Виктора Зубкова в сенат.
"Путин на самом деле уходит"
Виталий ИВАНОВ, заместитель генерального директора Центра политической конъюнктуры:
-- У меня давно была гипотеза о том, что, поскольку нынешняя политическая ситуация по многим параметрам отличается от ситуации 1999 года, соответственно нет никакой необходимости в выдвижении преемника через его назначение премьером. В 1999 году Ельцин был абсолютно слаб, непопулярен, на Кремль разворачивала наступление коалиция «Отечество -- Вся Россия». Путин был неизвестен, недостаточно раскручен. Нужно было, чтобы страна его узнала, чтобы он стал национальным лидером. Его нужно было презентовать как полноценного президента, которому Ельцин отдаст всю свою власть в ближайшее время. Поэтому нужно было его поставить на второй пост в стране. Путин, уходя в 2008 году, на самом деле уходит. И президент у нас будет другой по силе и мощи. Вероятно, после ухода с президентского поста Путин останется первым лицом государства, как это будет формализовано -- пока неизвестно. Но в любом случае он должен создать определенную конфигурацию властной системы. Соответственно председатель правительства должен быть выдвинут не новым президентом, а непосредственно назначен Владимиром Владимировичем Путиным. И эта комбинация, судя по всему, сегодня на наших глазах была разыграна.
"Премьер-преемник может быть совсем не таким, как нам кажется"
Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок:
-- Почему вы думаете, что Зубков не может быть преемником? Все зависит от того, чего от него хочет президент. Может, если президент решает реализовать план, который я называю «Уйти, чтобы остаться». Этот план трудно реализовать в России. Но вы посмотрите: Путин в последнее время расставляет на ключевые позиции людей, абсолютно не имеющих отношения к тому делу, которое им поручают, но абсолютно лояльных ему и разбирающихся в таких вопросах, как контроль финансовых потоков. Так был назначен у нас министр обороны, председатель Центризбиркома. Губернаторы тоже меняются на президентских. Путин ведет себя как человек, который займет определенную позицию, а не как человек, который ее покинет. На мой взгляд, это может означать попытку реализации стратегии, разработанной в Кремле. Эта стратегия состоит в том, что избирается технический президент, который сидит, греет стул и тихо дремлет год или полтора. А потом объявляются внеочередные президентские выборы, на которых Путин опять триумфально побеждает. И перед ним опять два срока, как минимум четырехлетних. И в этом случае премьер-преемник должен быть совсем не таким, как нам кажется. Не молодой, красивый и энергичный, а лучше больной и старый абсолютно.
|