|
|
N°10, 22 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Защита устоев
Виктор Геращенко готов поработать в Банке России еще один срок
Центробанк предпримет все усилия, чтобы «ненужные поправки» в закон о Банке России не прошли в Госдуме, заявил вчера Виктор Геращенко. Дело не в том, пояснил он, что эти поправки не нужны Банку, а в том, что они вообще не нужны и абсурдны. Глава думского банковского комитета Александр Шохин в свою очередь выступил вчера за незамедлительное рассмотрение этих поправок во втором чтении.
В первом чтении проект был принят еще летом позапрошлого, 2000 года. Второе чтение должно было состояться в конце декабря 2001 года. Однако в последний момент в процесс вмешалось правительство, попросившее перенести рассмотрение на месяц, с тем, чтобы и оно могло внести свои поправки. Прислать их кабинет обещал к 10 января. По словам г-на Шохина, никаких предложений от правительства так и не поступило, и потому думцы должны рассмотреть давно подготовленный законопроект не позднее конца этой недели. «Любое решение лучше тягомотины, которая сейчас имеет место», -- заметил он. По его словам, кабинет сознательно желает затянуть его обсуждение в нижней палате, поскольку «законопроект не нужен ни правительству, ни Центробанку».
ЦБ и в самом деле всегда активно сопротивлялся любым попыткам поправить закон о себе самом. В прошлой Думе (первые попытки поправить принятый в 1995 году закон начались весной 1998-го) атаки парламентариев на законодательные устои Банка России успешно отражались. В новой Думе позиции ЦБ значительно хуже, поэтому летом 2000 года поправки в закон о ЦБ были приняты в первом чтении. Однако действительно угрожающий для самостийности ЦБ вид они приняли в ходе доработки ко второму чтению. Согласно этим поправкам, ЦБ превращается в федеральный орган госвласти, становится, как и все прочие, налогоплательщиком и, наконец, самое ужасное для руководства ЦБ, превращается в абсолютно подконтрольный внешним силам институт. Грозной внешней силой, к которой фактически переходит контроль над ЦБ, становится Национальный банковский совет. Из абсолютно декоративного и бессмысленного образования, каким он является по нынешней версии закона, НБС превращается в едва ли не главный орган управления Банком России. К его компетенции относятся все важнейшие вопросы: утверждение годового отчета ЦБ, сметы расходов, концепции совершенствования банковской системы, основных направлений денежно-кредитной политики, назначение аудитора, решение об участии Банка в капиталах кредитных организаций и т.д.
Именно по поводу Национального банковского совета г-н Геращенко больше всего и негодует. «Устанавливать в Центробанке двоевластие, наделять Национальный банковский совет функциями принятия решений без ответственности -- ни в какие ворота не лезет», -- заявил он вчера. После чего г-н Геращенко выразил традиционное сомнение в том, что закон о ЦБ вообще нуждается в какой-либо коррекции: «С поправками в закон о Центробанке мы явно идем не туда».
Выбранное направление движения, возможно, не нравится не только представителям ЦБ. Поправки в закон о Банке России обсуждались так долго, что многие участники процесса, прочитав окончательную версию, тоже сочли себя обойденными. Первым это поняло правительство. Похоже, не совсем довольны и в администрации президента, которая в начале прошлого года весьма активно участвовала в процессе коррекции закона. На самом деле, если закон будет принят в нынешнем виде, в выигрыше останется прежде всего Дума, которая получит больше всего, пять мест, в Национальном банковском совете.
Несмотря на ручной характер нынешней Думы, вряд ли такой расклад устроит прочие заинтересованные стороны. Возможно, поэтому чуткий к внешним ветрам Александр Шохин заявил, что лучшим решением было бы отклонение поправок в закон о ЦБ президентом, а затем создание рабочей группы для разработки новой согласованной всеми сторонами версии.
Для Виктора Геращенко этот вариант тоже был бы самым лучшим выходом из опасной ситуации. Любая отсрочка -- это благо. Согласовывать же поправки в закон о ЦБ, как показывает опыт, можно до бесконечности. Возможно, это обстоятельство взбодрило г-на Геращенко, заявившего вчера, что он готов остаться главой ЦБ и на второй срок (первый истекает в этом сентябре). Правда, в свойственной ему философской манере Виктор Геращенко заметил, что готов «на любой вариант», добавив: «Мне 64 года, и я не хочу умереть за кабинетным столом».
Михаил Касьянов и Виктор Геращенко провели вчера переговоры по двум спорным для правительства и ЦБ вопросам: поправки к закону о Банке России и судьба Внешторгбанка. После беседы г-н Геращенко покинул Белый дом, избегая комментариев. Команда премьера освещала итоги встречи предельно осторожно. Пресс-секретарь г-на Касьянова Татьяна Разбаш сообщила корреспонденту газеты «Время новостей», что премьер и председатель ЦБ согласовали подходы к поправкам в закон о Банке России, а также планы конкретной реализации стратегии развития банковского сектора, в том числе и в части, касающейся ВТБ.
Высокопоставленный сотрудник аппарата правительства, не пожелавший назвать себя, пояснил газете «Время новостей», что г-н Геращенко на сегодняшний день не может удержать за собой ВТБ: «Процесс вышел из-под его контроля. И скорее всего премьер донес до главы ЦБ не столько свое видение приватизации ВТБ, сколько совместное с президентом». Именно поэтому главному банкиру страны приходится сегодня сдавать позиции, считает тот же источник. Таким образом, выход ЦБ из капитала ВТБ до его приватизации можно считать с политической точки зрения предрешенным. Другое дело, что г-н Геращенко еще может поспорить по конкретным срокам и деталям. Но и здесь ему придется вскоре сдаться, и даже не 1 января 2003 года, а несколько раньше, когда в сентябре этого года истечет срок его полномочий. Судя по всему, предрешен вопрос и дополнительной эмиссии, которая позволит ЕБРР купить 20% ВТБ. Доработку юридических и технических деталей этого процесса планируется вести в тесном контакте и с учетом мнения ЕБРР. Вера КУЗНЕЦОВА
Наталья ОЛЕНИЧ