Глава «Росстата» Владимир Соколин оспорил успехи демографической политики государства
Всплеск рождаемости в этом году не может не радовать российские власти, обратившие в последние годы более пристальное внимание
на демографическую политику и существенно увеличившие разного рода материальную помощь матерям и молодым семьям. Рост рождаемости с января по июль составил 6,5%, о чем с удовлетворением сообщил президенту первый вице-премьер Дмитрий Медведев на совещании в Кремле неделю назад. В первом полугодии, по его словам, родилось 142 тыс. россиян, и это рекорд для постсоветской России.
Финансовая помощь матерям, безусловно, играет свою роль в повышении нагрузки на российские роддома. Однако главная причина, похоже, не в этом. Как заявил вчера глава «Росстата» Владимир Соколин, рост рождаемости не зависит от проводимой демографической политики.
«В этом году в России родилось детей больше, чем за предыдущие 15--16 лет (имеется в виду больше, чем в любой другой год за предыдущие 15--16 лет. --
Ред.), однако делать вывод о преодолении демографического кризиса в стране еще рано», -- сказал он. Всплеск рождаемости глава «Росстата» объяснил тем, что женщины, появившиеся на свет в 1986--1987 годах, когда в стране также наблюдался демографический рост, достигли репродуктивного возраста. Таким образом, по закону статистики, в России в 2027 году также будет наблюдаться рост рождаемости независимо от других факторов, отметил глава «Росстата».
А вот сокращение смертности никакими законами статистики уже не объяснишь. «Если за семь месяцев 2006 года разница между смертностью и рождаемостью составляла минус 460 тыс. человек, то за аналогичный период 2007 года -- минус 330 тыс. человек», -- говорит г-н Соколин. Сократилась смертность, вызванная болезнями системы кровообращения, несчастными случаями, алкогольными отравлениями. Причем некачественным спиртным отравилось в два раза меньше россиян. Правда, количество смертей в результате дорожно-транспортных происшествий «не только не снизилось, но и возросло», посетовал руководитель «Росстата». Как видно из статистических показателей, убыль населения не остановлена, и, как говорит г-н Соколин, задача приостановить ее, «свести хотя бы на ноль».
В правительстве рассчитывают с такой задачей справиться. Дмитрий Медведев, выступая в минувший понедельник на Всемирном форуме социального обеспечения в Москве, заявил, что население России к 2025 году может увеличиться до 145 млн человек со 142,2 млн в настоящее время. «В целом планируется за ближайшие три года снизить темпы естественной убыли населения, к 2015 году обеспечить стабильность численности населения на уровне 142--143 млн человек», -- пояснил первый вице-премьер. Глава «Росстата» в свою очередь считает, что для преодоления демографического кризиса в России необходимо как минимум семь-десять лет роста рождаемости.
Владимир Соколин ознакомил журналистов и с экономическими показателями развития страны в этом году. По итогам первого полугодия рост ВВП составил 7,9% (по словам главы «Росстата», «это очень высокий темп, всего несколько стран развиваются быстрее, чем Россия»). Промышленное производство -- уже за семь месяцев -- выросло на 7,7%, розничный товарооборот -- на 14,2%, инвестиции -- на 22,7%. Доходы населения увеличились за январь--июль в среднем на 11,9%, зарплаты -- на 17,1%.
Вчера же г-н Соколин напомнил, что Федеральная служба государственной статистики в России до сих пор функционирует на основе нормативных актов правительства, а не закона. При этом в мире почти нет стран, где бы статистики работали без соответствующего законодательного акта. Впрочем, совсем скоро ситуация изменится. Закон о статистике уже принят Госдумой в первом чтении, и, как надеется г-н Соколин, его окончательное одобрение случится уже в ходе нынешней осенней сессии.
Предполагается, что вступление в силу закона не приведет к кардинальным изменениям в сфере госстатистики, документ лишь закрепит на законодательном уровне полномочия «Росстата» и его взаимоотношения с другими ведомствами и компаниями, с которыми он сотрудничает в процессе составления статистических данных. «Фактически закон закрепляет ту систему статистики, которая существует в России в настоящее время», -- говорит глава «Росстата».