|
|
N°165, 12 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китайский ребус
Большинство россиян недовольно наплывом товаров и мигрантов из Китая
Маркировка made in China на вещах, которые мы покупаем, давно стала явлением привычным и повсеместным. Но масштабы этой «экспансии» гораздо шире, чем можно предположить. Всероссийский опрос, проведенный ВЦИОМ 25--26 августа, показал, что товары китайского производства приобретает большинство россиян -- 60%. Наибольшим спросом пользуются одежда (45% респондентов) и обувь (39%), реже россияне приобретают китайские игрушки, бытовую технику (15 и 18% соответственно).
Как ни парадоксально, но при этом покупатели считают, что китайские товары недолговечны и быстро ломаются (80%), не отвечают требованиям безопасности (68%), а также изготовлены из вредных для здоровья материалов (60%). Высокий спрос на товары made in China обусловливается низкой стоимостью: именно она привлекает 79% участвовавших в опросе россиян. Остальные приобретают товары китайского производства из-за большого ассортимента (28%) и широкой географии распространения (19%).
Таким образом, россияне игнорируют более качественные и соответственно более дорогие российские товары исключительно из желания сэкономить. Вполне логично, что не выдержавшие конкурентной борьбы российские фирмы постепенно исчезают с рынка. В итоге практически весь представленный на потребительском рынке ассортимент -- китайского производства, и людям ничего не остается, как покупать эти товары, поддерживая спросом пропорционально растущее предложение.
К сожалению, нередко в стремлении сэкономить российский покупатель приобретает не просто некачественные, но даже опасные для здоровья китайские товары. Примером может служить случай, когда в прессе появились сообщения о так называемых каркасных подвесных «потолках-убийцах», заполонивших рынки Дальнего Востока, Урала и Сибири. Эти китайские изделия стоили намного дешевле потолков западного и отечественного производства, что и обеспечило им широкий спрос на потребительском рынке. Однако после проведения экспертизы, поводом для которой стали жалобы покупателей не только на низкое качество товара, но и на ухудшение самочувствия, выяснилось, что они изготовлены с нарушением технических норм и содержат опасные для здоровья вещества.
С детскими товарами китайского производства дела обстоят не лучше. Зачастую желание сэкономить приводит к тому, что люди покупают своим детям опасные для здоровья китайские игрушки. Например, по результатам проведенной в прошлом году в Челябинской области проверки «Роспотребнадзор» предписал прекратить реализацию крупной партии игрушек из Китая, так как в изделиях были превышены нормы стирола. По словам главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, систематический анализ показывает, что игрушки, не отвечающие российским стандартам качества, в основном китайского производства. В них обнаруживают свинец, формальдегиды, смолы.
Вторая сторона медали под названием «китайская экспансия» -- миграция китайцев в Россию, которая в прямой степени влияет на многие сферы жизни россиян, и главным образом социальную и экономическую. По словам замдиректора Федеральной миграционной службы России Вячеслава Поставнина, Китай вышел на первое место по числу официально зарегистрированных в России трудовых мигрантов. На 1 млн зарегистрированных иностранных рабочих приходится 210 тыс. китайцев.
Как следует из опроса ВЦИОМ, наплыв китайских мигрантов, зачастую нелегальных, беспокоит россиян. Респонденты склоняются к мнению, что использование труда китайских наемных работников ведет к увеличению безработицы среди местного населения (58%) и к криминализации общества (50%). При этом 46% опрошенных считают, что привлечение китайской рабочей силы не приведет к повышению производительности. Большой приток мигрантов из Поднебесной и засилье китайских товаров участники опроса относят на счет того, что Россия для Китая прежде всего емкий рынок сбыта продукции (63%) и перспективное направление для миграции избыточного населения (25%).
По мнению экспертов ВЦИОМ, проведенный опрос наглядно демонстрирует, что россияне понимают: засилье китайских товаров и поток нелегальных мигрантов -- реальная проблема, но при этом продолжают «голосовать рублем» за товары из Поднебесной.
Казалось бы, порочный круг, ребус, однако специалисты считают, что пути решения этих проблем все же существуют. По мнению экспертов Института проблем естественных монополий, России необходимо отказаться от режима особого благоприятствования в торговле, который предоставляется Китаю как развивающейся стране еще с 1994 года, и создать систему преференций для отечественных производителей и экспортеров сродни той, что существует в самой КНР (китайское государство предоставляет национальным компаниям налоговые льготы и различные дотации, устанавливает экспортные квоты и т.п.). Как считают эксперты, таким образом удастся защитить российского потребителя от недоброкачественной и часто опасной продукции, а отечественного производителя -- от наплыва китайских товаров по демпинговым ценам. Это позволит не только сохранить существующие рабочие места, но и создать новые, соответственно повысив уровень жизни в России, что, в свою очередь, может положительно сказаться на уровне рождаемости, снизив потребность в приглашении на промышленные объекты и сельскохозяйственные работы гастарбайтеров из Поднебесной.
Антон ИЛЬИН