|
|
N°10, 22 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба стране
В России за год удвоились продажи сотовых телефонов стандарта GSM
Объем российского рынка мобильных телефонов в прошлом году составил 560 млн долларов. При этом господствовали на нем аппараты стандарта GSM. Каждые девять из десяти проданных в прошлом году трубок работают именно в этом стандарте. Наибольшей популярностью в прошлом году пользовалась модель Siemens С35, опередившая в нелегкой борьбе Nokia 3310. Об этом сообщила вчера авторитетная исследовательская и консалтинговая компания IDC.
Согласно отчету IDC «Российский рынок устройств мобильной связи 2001--2006», продажи трубок стандарта GSM в 2001 году вдвое превысили цифры предыдущего года. Всего же, заявил газете «Время новостей» ведущий аналитик IDC Russia Саймон Бейкер, в стране было продано более 4,1 млн трубок. Список лидеров по количеству проданных аппаратов выглядит так: Siemens, Nokia, Motorola, Ericsson, Alcatel, Samsung. «Россия становится для Siemens одним из важнейших рынков, -- сообщает IDC. -- В Москве даже сформировалась значительная группа почитателей продукции Siemens». Действительно, согласно опросу популярного российского веб-сайта ixbt.com, лучшей компанией -- производителем сотовых телефонов в прошлом году явилась немецкая компания.
Директор российского отделения Siemens по продажам мобильных и беспроводных телефонов Сергей Яковлев затруднился оценить объем российского рынка и долю на нем его компании: «Это связано с неоднородностью рынка и непрозрачностью каналов дистрибьюции». Однако, заявил г-н Яковлев, «по информации от официальных торговых партнеров Siemens, в разные месяцы доля розничных продаж мобильных телефонов достигала 50%». «При этом в зависимости от канала сбыта отрыв от ближайших конкурентов превышал 30%», -- добавил он. Представители Nokia вчера не смогли прокомментировать цифры, содержащиеся в отчете IDC.
Но продать больше трубок и заработать больше денег не одно и то же. По оценкам менеджера отдела телекоммуникаций российского отделения Samsung Дмитрия Кузнецова, по уровню продаж Nokia в прошлом году все-таки сохранила лидерство. Долю самой южнокорейской компании на российском рынке г-н Кузнецов оценил в 10%, хотя и отказался озвучить цифры продаж.
Довольны результатами и в американской Motorola. Менеджер российского отделения компании Андрей Быченко отметил, что Motorola крепко держит свои позиции в России. А рынок здесь, по его словам, ежегодно удваивается на протяжении последних трех лет -- результат, нехарактерный для Европы.
IDC объясняет такие темпы роста тем, что процент россиян с мобильниками составляет всего 5%, то есть намного ниже, чем процент «мобилизованных» западных европейцев (75% и более) и жителей Центральной Европы (36%). «Поэтому в России имеется значительный резерв роста», -- заявил г-н Бейкер.
Не секрет, что до недавних пор отечественный рынок мобильной связи развивался главным образом за счет Москвы. Сейчас столичный рынок приближается к пределу насыщения, и в 2002 году IDC ожидает снижение темпов роста. Но потом сотовые операторы должны «раскачать» регионы, и Россия будет демонстрировать неплохие результаты до 2006 года, считают в IDC.
Заработать на GSM-буме хотят и российские производители радиоэлектроники. Осенью прошлого года пермское предприятие «Телта» обнародовало планы совместного с китайской компанией ZTE производства GSM-трубок в России. Впрочем, пока игроки рынка не видят потенциальной угрозы со стороны российских компаний, даже если те начнут продавать дешевые модели. Хотя россияне могут занять свою нишу, полагает Андрей Быченко, поскольку «есть потребители, для которых цена важнее бренда». «Мобильные телефоны все еще дороги для многих россиян, -- считает Саймон Бейкер. -- И в то же время они служат символом определенного положения». Согласно исследованию IDC, объемы продаж дорогих моделей сохранятся на высоком уровне, несмотря на снижение абонентной платы и рост доступности мобильных телефонов для большей части населения.
Роман ДОРОХОВ