|
|
N°167, 14 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский квартет на Рейне
Для выставки «Бонжур, Россия» энергоконцерн E.ON собрал полотна из четырех главных музеев страны
Завтра в музее «Кунст Паласт» в Дюссельдорфе произойдет событие, которого многие месяцы ждут ценители живописи в Европе. «Бонжур, Россия!» -- такое название дали выставке ее устроители. Концепцию разработал сэр Норман Розенталь, свыше двадцати лет являющийся главным куратором выставок Королевской академии искусства в Лондоне (Royal Academy of Art). Его идея заключалась в том, чтобы собрать под одной крышей важнейшие произведения искусства французской и русской живописных школ с 1870 по 1925 год, продемонстрировать влияние парижских импрессионистов на русских художников и показать на фоне этого становление модернизма в России. Чтобы осуществить эту идею, пришлось сделать почти невозможное -- собрать экспонаты из главных российских музеев -- Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Русского музея и Третьяковки.
«Ученики переросли учителей»
На выставке представлены более 120 картин -- от шедевров кисти Ильи Репина, которого на Западе почитают как одного из наиболее ярких представителей русского реализма, до работ в стиле супрематизма Казимира Малевича. Термином "супрематизм" художник называл высший -- и последний -- этап искусства, суть которого заключается в выходе за традиционные рамки, за пределы видимого, умопостигаемого мира, в Ничто, в Абсолют. Именно так, по мнению Малевича, и можно спасти мир, потерявший целостность и находящийся на грани гибели.
Французский и русский модернизм представляют Ренуар («Портрет Жанны Самари»), Сезанн («Гора Св. Виктории»), Ван Гог («Портрет доктора Рея»), Гоген («Ее звали Вайраумати»), Матисс («Танец» и «Красная комната»), Пикассо («Гитара и скрипка» и «Купание»), Репин («17 октября 1905 года»), Шагал («Еврей в красном»), Кандинский («Композиция №7»), Татлин («Натурщица»), Малевич (триптих «Черный круг», «Черный крест» и «Черный квадрат»). «Ученики переросли своих учителей и открыли новые горизонты в искусстве не только для России, но всей Европы, а также исследовали области в искусстве, которые до этого были трудно вообразимы», -- говорит сэр Розенталь.
Главная сложность проекта, а в результате его уникальность, состояла в том, что полотна рассредоточены по четырем музеям в обеих российских столицах. И им самим преодолеть собственные вполне закономерные амбиции оказалось делом не совсем простым. Об этом откровенно (и теперь уже не без гордости за самих себя) рассказывали журналистам прибывшие в столицу земли Северный Рейн -- Вестфалия гости из музеев --участников выставки.
Теперь, когда проект воплощен в жизнь, представляющий Русский музей Владимир Гусев даже позволил себе аллегорию, сравнив единение четырех музеев с персонажами картины Матисса «Танец». Эта знаменитая работа открывает экспозицию и стала как бы символом всей выставки. Сэр Розенталь, растроганный таким признанием, назвал «саммит российской четверки» на Рейне «подвигом».
На следующей неделе осматривать выставку будет мэр Москвы Юрий Лужков. Городские власти и земельное правительство говорят о наступлении «нового этапа» в партнерстве городов Дюссельдорфа и Москвы.
Dear Vladimir! Дорогой Тони!
Выставка шедевров французских и русских художников задолго до открытия стала фактором европейской политики. Попечителями «Бонжур, Россия» стали федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и президент России Владимир Путин. Личное участие в подготовке выставки принял и Тони Блэр еще в пору работы премьер-министром Великобритании. Ведь в Дюссельдорфе «Бонжур, Россия» продлится до конца января, а затем отправится на берега Темзы.
Сэр Норман Розенталь рассказал корреспонденту «Времени новостей», что в его личном архиве хранятся копии факсов с перепиской теперь уже бывшего британского премьера и российского президента по поводу проведения выставки в Лондоне. Письма в Москву начинаются словами: Dear Vladimir!, а в Лондон -- «Дорогой Тони!». Сам главный куратор «Бонжур, Россия» счастлив, что таким образом ему удалось внести свой «скромный вклад» в сближение Европы и России. «Европа может быть полноценной только вместе с Россией», -- уверен ведущий эксперт Королевской академии.
На одного Кандинского -- четыре соцреалиста
Владимир Путин направил послание посетителям выставки. «Хочу поблагодарить организаторов выставки, -- отметил он, -- в особенности спонсора -- концерн E.ON, который уже многие годы является партнером «Газпрома» в области не только экономических, но и культурных проектов".
У E.ON особое отношение к высокой культуре. Достаточно сказать, что появление музея «Кунст Паласт» в его нынешнем виде стало возможным благодаря меценатству со стороны E.ON. А «Бонжур, Россия» стала за сравнительно короткую историю музея двенадцатой крупной выставкой, проведенной при спонсорской поддержке энергоконцерна.
Графиня Доротея фон Посадовски, менеджер отдела E.ON по коммуникациям в сфере культуры, даже признается, что порой в адрес энергетиков слышатся упреки -- дескать, слишком уж высоко их «давление» на мир прекрасного в рейнской столице. Появление выставки «Бонжур, Россия», говорит графиня, должно убедить последних сомневающихся в правильности баланса между бизнесом и искусством. Вдохновителем этого события в культурной жизни Европы без преувеличения можно назвать Йохена Миддельшульте. Многие годы он входил в правление компании E.ON Ruhrgas, свыше тридцати лет импортирующей российский природный газ. «У нынешней выставки большая предыстория. В 1993 году в музее «Фолькванг» в Эссене при поддержке E.ON Ruhrgas была организована выставка картин из собраний российских коллекционеров Морозова и Щукина. Позже, к 300-летию Санкт-Петербурга, компания выступила спонсором завершения работ по восстановлению легендарной Янтарной комнаты в Царском Селе», -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» г-н Миддельшульте.
Нынешнее событие E.ON и его газовая «дочка» E.ON Ruhrgas также приурочили к важному рубежу: в сентябре через счетчики импортера пройдет 500-миллиардный с начала регулярных поставок кубометр газа из России. Йохен Миддельшульте, ныне главный эксперт концерна по вопросам искусства, удовлетворенно отмечает активную поддержку подобных проектов со стороны российских властей. Прежде все было по-иному: к подобным выставкам «навешивали» работы официальных советских художников. «В нагрузку к Кандинскому советские чиновники от культуры давали еще четырех соцреалистов», -- смеется г-н Миддельшульте. И добавляет: «Слава богу, все это осталось в прошлом».
Юрий ШПАКОВ, Дюссельдорф