Оборонно-промышленный комплекс России переходит на долгосрочные -- на три и более года -- контракты (ранее они перезаключались каждый год). Об этом вчера на заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве объявил первый вице-премьер Сергей Иванов. Нововведение вызвано прежде всего переходом страны на
трехлетний бюджет. Такие «длинные» оборонные контракты будут заключаться не только на продукцию с длительным технологическим циклом, на чем давно настаивали руководители оборонных предприятий, но и на всю номенклатуру закупок, оговоренных госпрограммой вооружения.
Однако дело осложняется тем, что сегодня далеко не все предприятия ОПК готовы разделить с государством и заказчиком риски, связанные с выполнением таких контрактов. Поэтому, пояснил Сергей Иванов, идет «активный поиск решения этой проблемы, устраивающего и заказчиков, и исполнителей». Когда это решение будет найдено, и будет ли найдено вообще, сказать сложно -- пересеклись интересы слишком многих.
А вот по другой проблеме, также давно тревожащей «генералов от ВПК», решение, похоже, найдено. Речь идет о
регулировании цен на военную продукцию. (Оборонщиков часто упрекали в резком и неоправданном повышении цен на их специфические изделия, в ответ они ссылались на рост цен на энергоносители, транспортные услуги и многое другое.) Первый вице-премьер вчера напомнил, что в конце августа Военно-промышленная комиссия одобрила концепцию регулирования цен на продукцию военного назначения, на ее основе уже разработаны проекты соответствующих постановлений правительства. К слову, начиная с 2005 года объем гособоронзаказа ежегодно увеличивается примерно на треть. В этом году он составит 730 млрд рублей.
Ряд документов, регулирующих сферу оборонного госзаказа, уже увидел свет. В частности, подписано постановление правительства о порядке разработки и выполнения госпрограмм вооружения. Документ, уверил г-н Иванов, «позволит оперативно принимать решения в области развития вооружений и военной техники, существенно повысить степень реализуемости гособоронзаказа». Однако пока не все новые документы заработали в полную силу, а потому проект государственного оборонного заказа, как сказал г-н Иванов, «не в полной мере соответствует программе вооружения». Это несоответствие планируется устранить в ближайшее время.
Впервые, пожалуй, первым вице-премьером была упомянута недавно созданная, но так пока ничем о себе не заявившая организация -- «Рособоронпоставка». Так сокращенно называют созданное указом президента в феврале этого года Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. С 1 января 2008 года все госзакупки для силовых структур пойдут именно через эту структуру. Трогательно прозвучало пожелание первого вице-премьера о том, что «необходимо учесть место и роль» новой организации в формировании и реализации гособоронзаказа». Для этого ее, собственно, и создавали.
Сергей Иванов резонно предложил вчера состыковать гособоронзаказ с федеральными целевыми программами (по развитию оборонно-промышленного комплекса, утилизации вооружения и военной техники), с направлениями капитальных вложений. Как можно понять, речь идет о выполнении решений президента по важнейшим системам вооружений. Прежде всего по стратегическим ядерным силам, воздушно-космической обороне. Не должны быть забыты и поручения главы государства строго в установленные сроки проводить конкурсы по размещению гособоронзаказа.
«Отклонения от госпрограммы вооружения допускаются только по результатам докладов руководителей федеральных органов исполнительной власти президенту», -- напомнил Сергей Иванов. Однако на сегодня, по его словам, «такие доклады главе государства представлены не были».
Окончательно проект государственного оборонного заказа на ближайшие три года планируется рассмотреть и утвердить на заседании правительства ровно через месяц -- 11 октября. Гораздо раньше, чем в прежние годы. Ускорение процесса обусловлено желанием заранее решить все проблемы с финансированием, которое при утверждении гособоронзаказа в начале года постоянно запаздывало.