Вчера в доме приемов партии «Христианско-демократический союз» -- дворце Мезеберг под Берлином -- состоялось неформальное общение канцлера ФРГ Ангелы Меркель и французского президента Николя Саркози. Прошлая двусторонняя встреча подобного рода состоялась 16 июля в Тулузе. Она была почти полностью посвящена возникшим между Берлином и Парижем
разногласиям по поводу реструктуризации (или, проще говоря, дележа) совместного авиастроительного концерна «Эрбас», производственные площади которого находятся в обеих странах.
На сей раз проблемы германо-французского саммита вышли за рамки внутриевропейской политики. В первую очередь это касалось отношения обоих политиков к последним потрясениям на мировых финансовых рынках. По этому поводу канцлер Меркель и президент Саркози даже подготовили совместное заявление. В нем речь идет о необходимости выработки единой роли ЕС в международных торговых отношениях, создания честных условий для конкуренции и большей прозрачности международных финансовых инструментов.
В своих оценках ситуации на финансовых рынках немецкий канцлер старалась выбирать обтекаемые формулировки. Парижский гость, напротив, резко обрушился на виновников нынешних неурядиц. Он подчеркнул, что «финансовые рынки должны демонстрировать лучшую этику своего поведения». Нельзя допустить, потребовал г-н Саркози, чтобы спекулянты «разрушили» международные финансовые механизмы и всю мировую систему. Вывод президента Франции однозначен: «Так больше продолжаться не может». Поэтому, по его словам, они вместе с Ангелой Меркель решили обратиться к министрам финансов стран ЕС с просьбой выработать соответствующие меры противодействия. «Капитализм для предприятий, а не спекулянтов!» -- воскликнул г-н Саркози во дворце Мезеберг.
Вчера же президент Франции предложил создать всеевропейский Совет мудрецов. Нечто подобное существует в Германии на национальном уровне. Ежегодно пять руководителей независимых экономических исследовательских центров (их и называют мудрецами) излагают свои взгляды на текущие проблемы и перспективы развития страны. На уровне ЕС в Совет мудрецов должны будут войти личности, которые, как выразилась немецкий канцлер, «обладают определенной дистанцией и определенной мудростью». Носители подобных достоинств не должны играть активной роли в Еврокомиссии, Совете ЕС и Европарламенте. На формирование нового органа в рамках Евросоюза, который будет вырабатывать независимые рекомендации для Еврокомиссии, Меркель и Саркози отвели два года.
Обе стороны подтвердили вчера и близость своих позиций по вступлению в ЕС Турции. Правящие в Германии христианские демократы выступают за сотрудничество с Анкарой в обозримой перспективе на основе привилегированного партнерства. Саркози на вчерашней итоговой пресс-конференции высказался прямо: «Я против вступления Турции в ЕС, это я также сказал турецкому правительству».
Взгляды участников встречи несколько разошлись лишь по вопросам энергетики и охраны климата. Николя Саркози, подчеркнув приверженность нынешним принципам европейской политики в этих вопросах, озвучил некоторые предложения, с которыми Франция выступит в 2008 году во время председательства в ЕС. Они касаются, в частности, устойчивого развития атомной энергетики в Европе. «Атомная энергетика -- это энергетика будущего!» -- заявил г-н Саркози в Германии, вступившей на путь постепенного отказа от энергии мирного атома.