Владимир Путин был вчера еще далеко от Москвы -- в Объединенных Арабских Эмиратах, куда он прибыл с однодневным официальным визитом по пути
с сиднейского саммита АТЭС. Но уже там, на самом краю Аравийской пустыни, он снова смог ощутить дыхание древнего Кремля. Пожалуй, даже еще в большей мере, чем если бы он находился в своем президентском кабинете в первом корпусе Кремля. Чуть ли не с трапа самолета президент Путин отправился осматривать кремлевские сокровища, будто это были древние арабские достопримечательности.
В Абу-Даби открылась выставка «Сокровища Кремля», в которой собран 101 экспонат из Оружейной палаты. Это коллекция военных трофеев и подарков, персидского, арабского и турецкого оружия и доспехов ХVI и ХVII веков, доставшихся русским царям. Идея продемонстрировать арабам восточные трофеи русской короны выглядит явно не случайной, и организатор экспозиции -- директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина не стала этого скрывать. Осталось неясным, была ли это инициатива кремлевских музейщиков либо политиков, пожелавших напомнить нынешним друзьям России об ее былых победах.
Когда корреспондент «Времени новостей» произнес вслух придуманную им первую фразу для своего репортажа: «Президент России прибыл в ОАЭ, чтобы наконец познакомиться с сокровищами прежних хозяев Кремля, поскольку в самом Кремле у него не хватало для этого времени», Елена Гагарина мягко поправила меня: «Это не совсем так». Дело в том, пояснила она, что «даже президент России не смог бы раньше посмотреть собранные здесь воедино экспонаты, часть которых находилась в запасниках. Это было сделано для экспозиции в ОАЭ -- первой в арабских странах».
Вчера г-жа Гагарина лично работала экскурсоводом у своего президента. Особенно Путина заинтересовала персидская сабля ХVII века, удар которой при замахе становится особенно силен в нижней точке благодаря особенной траектории скольжения нескольких жемчужин по специальному желобу вдоль сабельного клинка.
Президент России покинул экспозицию в боевом настроении. А сокровища Кремля остались, как уверена Елена Гагарина, в полной безопасности в залах роскошнейшего отеля Emirates Palace, построенного в 2005 году. Затраты на строительство этого арабского архитектурно-гостиничного пиршества, имеющего неофициальную категорию «семь звезд», превысили 3.5 млрд долл., что делает Emirates Palace самым дорогим проектом не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Разумеется, апартаменты российского президента могли находиться только в этом восточном дворце, который, возможно, и создан для того, чтобы поражать воображение высоких гостей, прибывающих в гости к правящей в ОАЭ семье правителя Абу-Даби шейха Халифы бен Заида Аль Нахайяна, вот уже почти три года являющегося президентом Эмиратов.
Надо заметить, что и сам по себе визит президента России в ОАЭ должен продемонстрировать уважение, которое испытывает Москва по отношению к Абу-Даби и его правителю, а также исправить определенную неловкость между двумя странами. Когда в прошлом году Путин совершил визиты в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию, шейхи Эмиратов восприняли это, мягко говоря, неоднозначно. Пользующаяся в арабском мире немалым авторитетом правящая семья ОАЭ вправе была рассчитывать со стороны Москвы на не меньшее к себе уважение, чем было продемонстрировано арабским соседям Эмиратов. Тем более что Абу-Даби, традиционно ориентирующийся во внешней политике на США, подчеркивает в последнее время свое стремление диверсифицировать свои внешние связи.
Кроме того, ОАЭ приобретает немалый политический вес, становясь влиятельным игроком в регионе. И не только потому, что является третьей страной в мире по запасам нефти и пятой по газовым запасам. Недавно ОАЭ совместно с Иорданией, Катаром и Египтом выдвинула так называемую арабскую мирную инициативу по урегулированию ближневосточной проблемы, известную по формуле «мир в обмен на территории». Это делает эмиратских шейхов серьезными партнерами больших держав и международных структур, занимающихся самым старым нерешенным мировым конфликтом. Есть и другая внешнеполитическая проблема, делающая Москву и Абу-Даби важными партнерами, -- иранская. В ОАЭ, как и во многих других арабских странах Персидского залива, где в основном проживают мусульмане-сунниты, серьезно опасаются усиления военной мощи шиитского Ирана в результате осуществления им ядерной программы. Похоже, что ставший ядерной державой Иран может стать для арабов воистину страшным сном.
У российского президента, ставшего первым главой России, посетившим ОАЭ с момента их провозглашения в качестве государства в 1971 году, были и другие основания провести прямые переговоры с правящим шейхом Эмиратов. Речь идет о застарелой проблеме государственного долга России перед ОАЭ. В 1991 году, в самый канун развала СССР, Арабские Эмираты предоставили Советскому Союзу кредит в размере 500 млн долл. Долгие годы деликатные арабские шейхи не торопили Москву с возвратом кредита, однако когда финансовые возможности России изменились к лучшему, снова вспомнили о долге.
И вот вчера заместитель министра финансов России Сергей Сторчак подписал с коллегой из ОАЭ соглашение об урегулировании задолженности бывшего СССР. Г-н Сторчак весьма сложно и столь же комплиментарно по отношению к Эмиратам описал схему решения этой проблемы с 16-летней историей. Выяснилось, к примеру, что финансовая щедрость Абу-Даби позволила вложить средства в самые тяжелые для России годы, в середине 90-х, в разработку системы ПВО «Панцирь». Эта новость ошеломила журналистов, поэтому г-н Сторчак осторожно предположил: если он и выдал какой-то давний секрет, то надеется, что он уже не является тайной.
В Абу-Даби было подписано вчера шесть документов между Россией и ОАЭ, в том числе о сотрудничестве между МВД двух стран, а также в области освоения космического пространства.