"Прекрасная рекламная кампания ценой всего в несколько авиабилетов" -- так охарактеризовал "Времени новостей" вчерашний скандальный блиц-визит в Пакистан экс-премьера Наваза Шарифа политолог Хамид Ахмад. К приезду Шарифа в Исламабаде готовились почти как к визиту влиятельного иностранного лидера -- меры безопасности начали принимать еще накануне. Были перекрыты все ближайшие к аэропорту шоссе, а знаменитая траса на Пешавар, по которой идут грузы в Афганистан и в западные районы страны, была перекрыта грузовиками. Накануне прилета опального гостя власти задержали, по разным данным, от двух до четырех тысяч оппозиционных активистов. Но это не остановило протесты -- в районе исламабадской площади Зиро Поинт с раннего утра стали собираться толпы противников нынешних властей.
Около девяти утра город облетело сообщение, что самолет из Лондона с Шарифом на борту уже приземлился. Несколько сотен протестующих попытались прорваться к аэропорту, во главе демонстрантов шли активисты оппозиционного крыла партии «Мусульманская лига Пакистана», лидером которых считается Шариф. Было и немало бородатых молодых исламистов из оппозиционного альянса ведущих религиозных партий страны. Полиция решительно разгоняла демонстрантов дубинками, несколько десятков человек, в том числе группа известных оппозиционеров, были задержаны.
Главные события развернулись в столичном аэропорту. Бойцы антитеррористического подразделения в черной форме блокировали Наваза Шарифа и его группу в салоне самолета. Пока остальные пассажиры выходили на таможенный контроль, на борт поднялась делегация властей. Шарифа уговаривали добровольно
опять отправиться в изгнание. Тот отказывался, тогда его арестовали.
Пока пакистанские телеканалы наперебой спорили, куда отправят экс-премьера -- в тюрьму города Лахор или под домашний арест в город Марри, "неназванные" официальные источники успокоили всех. Наваза Шарифа препроводили на борт самолета, отправляющегося в Саудовскую Аравию. Телевизионные бригады едва успели заснять в небе удаляющийся лайнер.
«Вряд ли Шариф всерьез полагал, что военные власти позволят ему остаться. Полагаю, команда Шарифа могла просчитать вариант с повторной высылкой. Но даже всего несколько часов в аэропорту Исламабада позволили Навазу Шарифу вернуться в пакистанскую политику», -- сказал «ВН» Хамид Ахмад. Политолог отметил, что среди протестующих, требовавших пустить Шарифа в страну, практически не было представителей другой влиятельной оппозиционной силы -- Партии пакистанского народа (ППН). И это вполне объяснимо -- ее лидер Беназир Бхутто ныне ведет переговоры с правительством Первеза Мушаррафа о возможном создании коалиции.
Пакистан в этом году ожидают всеобщие выборы, а популярность военных властей снижается. По оценкам независимых аналитиков, деятельность Первеза Мушаррафа на посту лидера страны одобряет лишь 34% пакистанцев. Это вынуждает президента идти на контакт с влиятельными оппозиционными силами. Пакистанские СМИ уже несколько месяцев обсуждают
перспективы политического союза генерала Мушаррафа и Беназир Бхутто. «На слуху были только два имени -- Мушарраф и Бхутто, и тут Шариф блестяще напомнил о себе», -- говорит Хамид Ахмад.
Не все считают вояж Наваза Шарифа удачей. «Сторонников экс-премьера вышло на улицы значительно меньше, чем ожидали власти и, наверное, он сам, -- сказал "Времени новостей" известный политический обозреватель, руководитель исламабадского бюро влиятельной газеты «Стейтсмен» Навид Мираж. -- Меры безопасности были приняты с расчетом на многотысячные разъяренные толпы, а собралась всего пара тысяч. Получилось много шума из ничего».
Навид Мираж отмечает, что генерал Мушарраф пошел на непростой шаг, когда решился на переговоры с Бхутто, ведь с конца 1970-х пакистанские военные обычно искали союза не со светскими, а с исламскими партиями и движениями. Эту традицию заложил тогдашний военный лидер Пакистана Зия уль-Хак, сделавший ставку на "восстановление исламских норм в обществе". Однако теперь, считает собеседник «ВН», религиозные партии не станут поддерживать Мушаррафа -- они не могут простить ему поддержку операции США в соседнем Афганистане и жесткие действия против исламистов внутри страны: "Военные вынуждены искать поддержки среди светских оппозиционных лидеров. Если такое соглашение удастся, это станет самым серьезным поворотом в пакистанской внутренней политике за последние три десятка лет".
Однако Шариф мало подходит на роль политического союзника Мушаррафа. Ведь именно его сверг нынешний военный президент Пакистана во время бескровного переворота 1999 года. Тогда Наваз Шариф распорядился не давать посадку самолету с генералом Мушаррафом на борту -- Шариф опасался, что популярный генерал летит в Исламабад, чтобы свергнуть его. Генерал приземлился и действительно сверг Шарифа, но, очевидно, не забыл обстоятельств своего полета. Шариф был осужден за попытку терроризма, коррупцию и злоупотребление властью на 14 лет тюрьмы, но потом его выслали в Саудовскую Аравию. Тогда же экс-премьер письменно обязался не заниматься политикой и не возвращаться в страну в течение десяти лет. Вчера он нарушил это обещание.
Беназир Бхутто, как сообщил накануне ее представитель, вскоре тоже собирается вернуться в Пакистан -- возможно, уже в этом или в следующем месяце. Причем, по его словам, это произойдет независимо от того, удастся ли ей договориться о предвыборном союзе с генералом. Так что эпопея громких политических возвращений в Пакистан еще не закончена.