|
|
N°166, 13 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Говорить о повсеместном выходе предприятий из тени еще слишком рано»
О тенденциях в секторе кредитования малого и среднего бизнеса рассказывает первый заместитель председателя правления Собинбанка Алексей ГОНУС.
-- На сколько, по вашему мнению, за последний год возросла насыщаемость банковскими продуктами предприятий малого и среднего бизнеса?
-- Как показывают результаты исследования, совокупный объем кредитов малому и среднему бизнесу составляет порядка 5 млрд долл., а его прирост в 2006 году находился на уровне 40--50%. Есть основания полагать, что в 2007 году сектор кредитования МСБ окажется рекордсменом по темпам прироста. Однако вместе с тем приходится констатировать тот факт, что потребности малого и среднего бизнеса в заемных средствах удовлетворяются сейчас где-то на 15--20%, что, с одной стороны, говорит о больших перспективах этого рынка, но с другой -- свидетельствует о дефиците примерно в 25--30 млрд долл. А с учетом высоких темпов роста малого бизнеса в России можно смело утверждать, что в скором будущем потребности данного рынка возрастут до 40 млрд долл. По нашим прогнозам, скорость роста сектора возрастет до 70--80% в следующем году, и она будет динамично увеличиваться в течение 5--7 лет. После чего можно будет говорить о довольно стабильной структуре рынка и лидерах в этом сегменте при снижении темпов прироста до 30--35%.
-- Какие типы продуктов наиболее востребованы среди небольших компаний?
-- Среди существующих кредитных продуктов ОАО «Собинбанк» сложно выделить те, которые пользуются наибольшим спросом, ведь каждый из них актуален для определенной отрасли экономики, в которой работает то или иное предприятие МСБ. Для предприятий торговли наиболее востребованными являются «Оборотный кредит» и «Овердрафт», которые позволяют заемщикам увеличить торговый оборот и тем самым получить дополнительную прибыль. Необходимо отметить, что кредит в форме овердрафта до 6 млн руб. возможно получить без залога. Подобные продукты востребованы теми предприятиями, в деятельности которых имеет место краткосрочный кассовый разрыв в платежном обороте.
Для производственных предприятий наиболее востребованными являются такие кредитные продукты, как «Оборудование в кредит» либо «Кредит под залог коммерческой недвижимости». Эти кредитные продукты позволяют заемщикам приобрести дорогостоящие основные средства, произвести долгосрочное финансирование оборотного капитала. Такой кредитный продукт, как «Кредит под залог автотранспортной техники», востребован заемщиками из разных сфер деятельности -- торговли, производства, сферы услуг. Он направлен как на финансирование потребностей клиентов в области приобретения автотранспорта, так и на решение финансовых проблем с помощью залога автотранспортной техники.
В августе Собинбанк расширил свою линейку уникальными в своем роде кредитными продуктами, которые предназначены для тех субъектов малого и среднего бизнеса, которые хотели бы начать свой бизнес под известной на рынке торговой маркой либо развить уже имеющийся бизнес. Другими словами, эти кредитные продукты предназначены для начинающих или состоявшихся франчайзи. Сумма кредита может составить до 10 млн руб. на открытие франшизного бизнеса или до 15 млн руб. на развитие уже действующего бизнеса франчайзи. Срок такого кредита -- до трех лет. Целью кредитования может быть как финансирование оборотного капитала и инвестиции в основные фонды, так и проведение ремонтных работ, паушальный платеж (платеж за использование бренда). Необходимо отметить, что данные кредитные продукты в отдельных случаях могут быть обеспечены залогом не на полную сумму кредита, а лишь на 75% от суммы кредита. Учитывая общемировые тенденции глобализации и в связи с этим увеличение роли на рынке известных мировых брендов, мы предполагаем высокую востребованность данных кредитных продуктов среди представителей малого и среднего бизнеса как в Москве, так и в региональных центрах России.
Такая широкая линейка кредитных продуктов дает возможность для каждого обратившегося клиента с легкостью подобрать наиболее подходящую программу кредитования в зависимости от цели и обеспечения.
-- Рост рынка означает, что существенно выросло число компаний, которые могут официально подтвердить свой баланс? Или банки усовершенствовали свои технологии оценки кредитоспособности заемщиков?
-- Адекватность оценки финансового положения заемщика остается одним из сложных моментов для банков при кредитовании малого и среднего бизнеса. В условиях сложившейся рыночной конъюнктуры банкам трудно оценить бизнес заемщиков из-за недостаточной прозрачности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Учитывая это, нашим банком применяется прогрессивная технология кредитования, позволяющая адекватно и, что не менее важно, достаточно быстро оценить реальный размер кредитных рисков. Одним из ключевых аспектов данной технологии является оценка кредитоспособности заемщика, проводимая на основе данных о реальном состоянии бизнеса клиента и его управленческой отчетности. К заемщику приезжает наш кредитный эксперт, который на месте ведения бизнеса проводит полный комплекс оценки кредитоспособности. При этом от заемщика не требуется составления сложных бизнес-планов, отчетов о движении денежных средств. Кредитный эксперт сам осуществляет всю финансовую оценку на основе первичных данных.
Необходимо отметить, что в последнее время действительно наблюдается некоторая тенденция увеличения количества предприятий, которые могут официально подтвердить свой баланс, однако говорить о повсеместном выходе предприятий из тени еще слишком рано.
Опубликовано на правах рекламы
|