Время новостей
     N°164, 11 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2007
Вписались в историю
В Шотландии открыли монумент в честь легендарного крейсера «Варяг»
Похоже, если Восточная Европа всеми силами пытается избавиться от монументальных напоминаний о совместном прошлом с правопреемницей Советского Союза, то представители западной общественности, в частности Великобритании, чьи официальные отношения с Россией в последнее время значительно охладели, не прочь укрепить в бронзе взаимоотношения граждан двух стран. В минувшие выходные в живописном местечке Ленделфут графства Эйршир на юго-западном берегу Шотландии был открыт первый в истории российско-британских отношений памятник подвигу российских военных моряков и знаменитому крейсеру «Варяг», который после героической гибели во время русско-японской войны оказался похороненным далеко от места своей последней битвы. Это событие стало примечательным не только для россиян, но и для британцев. Крупная российская делегация (около 250 человек, включая священнослужителей и хор Свято-Данилова монастыря, офицеров и адмиралов российского морского флота, бизнесменов и представителей официальной власти) неутолимым распеванием гимна «Варягу» несколько взбудоражила провинциальную размеренность столицы графства Эйршир.

Напомним, что после прославившего его боя в 1904 году у корейского порта Чемульпо (история гибели корабля хорошо известна благодаря положенному на музыку переводу стихотворения австрийского поэта Рудольфа Грейнца «Врагу не сдается наш гордый «Варяг») судно было поднято со дна японцами и вновь продано России в 1916 году. Правда, после Октябрьской революции о подвигах морского флота царской России забыли, и отправленное было на ремонт в Англию судно едва не угодило в металлолом. Однако от позора крейсер спасла стихия -- «Варяг» затонул в 500 метрах от берега небольшого шотландского городка Ленделфут. Именно вблизи этого места и появился трехметровый бронзовый крест на искусственном насыпном холме, трехтонный якорь и гранитная доска с именами тех, кто финансово поддержал этот проект.

Как рассказал журналистам на открытии мемориального комплекса глава группы компаний «Метрополь», руководитель благотворительного фонда поддержки военно-морского флота «Крейсер «Варяг» Михаил Слипенчук, идея создания памятника легендарному судну возникла у выходца из «морской семьи» в 2004 году, к 100-летнему юбилею подвига российских моряков и задолго до обострения российско-британских отношений. Изменившаяся политическая ситуация, и в том числе трения МИДов двух стран, к счастью, реализации проекта не помешала. «Визы получили все члены российской делегации, четко и в срок», -- утверждает г-н Слипенчук.

Тем не менее определенная настороженность со стороны британцев все же была, рассказал помощник полпреда российского президента в Центральном федеральном округе Александр Громов. По его словам, они поначалу «с настороженностью» отнеслись к идее установить на их земле иностранный монумент. «Но потом убедились, что мы пришли сюда с открытой душой и добрым сердцем», -- уверен г-н Громов.

Кстати если переговоры по установке памятника шли около двух лет, то сам монумент был сделан менее чем за три месяца. Причиной же длительного согласования стали особенности градостроительной политики местных властей. По словам главы графства Южный Эйршир Винифред Слоан, в Шотландии трепетно следят за обликом городских построек, дабы те не нарушали общий исторический колорит, так как одной из статей доходов графства является туризм. По словам скульптора памятника Данилы Суровцева, его задачей было именно найти гармоничные пропорции бронзового монумента для местного ландшафта, поэтому оригинал памятника оказался на полметра ниже изначальной проектировки, дабы православный крест «не давил на окружающую среду и вписался в длинный, холмистый и каменистый ландшафт шотландского побережья».

Как ранее заявлял г-н Слипенчук, благотворительный фонд собрал порядка 650 тыс. долл., впрочем, по некоторым данным, в целом бюджет проекта достигает 2 млн долл. И судя по всему, дальновидных российских меценатов к проекту привлекла именно его направленность на укрепление российско-британских отношений. Как рассказал «Времени новостей» вице-президент ТНК-BP Владимир Руг, российско-британскую нефтяную компанию проект заинтересовал прежде всего своей международной направленностью. По его словам, памятник «Варягу» войдет в путеводители, которые компания традиционно выпускает в странах, с которыми работает. Глава исполнительной власти графства Южный Эйршир Том Кэйрис также заверил, что монументальный комплекс на побережье Ленделфута войдет в путеводители национального турагентства «Посетите Шотландию».

Впрочем, в то время как власти местного уровня во всеуслышание выражали надежду на то, что установка монумента не только привлечет в графство новых туристов, но и поспособствует «укреплению отношений между странами», дипломаты предпочли обсуждать потенциал потепления тет-а-тет и публично на открытии памятника не выступали. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов признался, что это не что иное, как «проявление исторической симпатии» между гражданами двух государств, и жест с обеих сторон является скорее светским, нежели официально политическим. Хотя дипломат и не отрицал того, что присутствие «русского духа» на шотландской земле в виде православного креста может стать «вкладом в копилку наших отношений». По его словам, во время этого визита в Шотландию он встречался со своим визави с британской стороны, министром по европейским делам Джимом Мерфи, но о целях встречи г-н Титов предпочел умолчать, сославшись на то, что к открытию памятника их беседа отношения не имела. В целом же сегодняшние государственные отношения с Великобританией замглавы российского МИДа оценивает, как «имеющие резервы для дальнейшего развития».

Что касается отношений непосредственно между гражданами двух государств, то обычно замирающую уже к шести часам жизнь жителей Эйра, Гирвана и Ленделфута несколько оживили российско-шотландские гулянья и вечеринки с балалайкой и волынкой. 73-летний житель Ленделфута Дэвид Фишер с гордостью демонстрировал старый потертый альбом с фотографиями крейсера «Варяг», датированными 1920 годом. Как г-н Фишер рассказал «Времени новостей», он ни за что не расстанется с этой находкой, которую бережно хранит для истории. «Моя дочь купила тут на побережье дом, и в одной из комнат в шкафу мы нашли этот старый альбом, -- рассказал он. -- Видимо местный фотолюбитель снимал корабль, когда он тут стоял. Когда я держу в руках вот этот документ истории, фотоснимок, судьба корабля кажется очень захватывающей, печальной и героической. Я храню этот альбом, и мне приятно, что это часть истории русского морского флота».

А пожилых местных дам, называющих друг друга кокетливо girls очень интересовал «большой военный корабль», появившийся в выходные у мирного шотландского побережья. Это большой противолодочный корабль второй дивизии противолодочных кораблей Кольской флотилии «Североморск» выполнял, как рассказали нашему корреспонденту моряки, «внешнюю политическую миссию»: в субботу мемориальный комплекс открывали под залпы орудий, а на воду в месте, где были найдены останки «Варяга», по морской традиции офицеры опустили в воду траурные венки.

В свою очередь российские моряки, которым теперь все чаще приходится бывать за границей «для демонстрации российского флага и мощи орудий», в рамках дружеских визитов сравнивали уровень своей корабельной жизни с шотландским флотом. С шотландской стороны их приветствовал корабль меньшей мощности, фрегат «Ланкастер». Так, по мнению русских моряков, кормят шотландцев плохо: «Одни гамбургеры и кола, все не натуральное», а вот преимуществом иностранного флота, несомненно, является демократичность, поскольку там позволяют служить на кораблях женщинам, и контрактная основа.

Юлия ХОМЧЕНКО