|
|
N°163, 10 сентября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чиновник онлайн
Через три года в стране должно начать работу электронное правительство
В минувшем месяце кабинет министров рассмотрел вопрос о создании так называемого электронного правительства, оно же e-Government. На языке IT-специалистов правильнее было бы говорить не об электронном правительстве, а об интернет-сервисах, позволяющих гражданину (или организации, например предприятию) заказывать государству те или иные услуги. Скажем, изготовление паспорта или регистрацию брака. Ради оказания такого рода услуг государство, собственно, и существует.
2010 год как срок ввода в эксплуатацию элементов e-Government -- это не свежая инициатива правительства. Дата была определена президентом Путиным в феврале 2006 года в Нижнем Новгороде на заседании Госсовета, посвященном развитию отечественной IT-индустрии.
Как и всякий информационно-технологический продукт, электронное правительство лучше один раз увидеть, чем сто раз о нем услышать. Если хотите составить личное впечатление о e-Government, зайдите на один из сайтов самого, пожалуй, продвинутого в отношении онлайн-сервисов государства мира (www.ecitizen.gov.sg, на английском языке) и посмотрите, что гражданин Сингапура вправе потребовать от своей бюрократии, не вставая из-за компьютера. К его услугам, например, тщательно спроектированные и отлаженные процедуры подачи заявки на оформление брака. Предусмотрены все возможные обстоятельства в любом их сочетании, как и положено в хорошей системе обработки данных. Учитываются возраст, вероисповедание, наличие предыдущих браков и т.д. Видно, между прочим, что семья в Сингапуре -- реальная ценность, к которой стремится множество граждан: время для свадебных церемоний расписано на много недель вперед. Аналогичные скрупулезно выстроенные процедуры действуют в отношении услуг системы здравоохранения, образования и службы занятости, покупки автомобиля. Специальный раздел для гостей Сингапура никаких автоматизированных процедур, подобных предусмотренным для граждан страны, не содержит, однако исчерпывающе информирует туристов, студентов и соискателей работы о правилах въезда, выезда и пребывания.
Образцом реализации государственных онлайн-сервисов для бизнесменов может служить Индия. Успех индийской IT-индустрии обеспечен, в частности, тем, что любой гражданин имеет возможность заполнить на правительственном сайте заявку на ведение бизнеса в технопарке. Заявка, представляющая собой результаты подробного анкетирования, рассматривается в течение нескольких дней. Ответ соискателю приходит по электронной почте. В случае положительного решения предприниматель немедленно получает место в технопарке и все полагающиеся в этом случае льготы, включая налоговые.
Электронное правительство, разумеется, не сводится к созданию сайтов. Оно использует любые способы упрощения бюрократических операций за счет информационных технологий. В аэропорту Гонконга, например, резидентам страны (не только гражданам, но и тем, кто имеет вид на жительство) не надо стоять в очереди к пограничнику, который проверит паспорт и поставит в нем штамп. Для пересечения границы достаточно пройти турникет, оборудованный устройством чтения идентификационных смарт-карт. На это полезно было взглянуть тем из наших депутатов, которые зарабатывают популярность среди наименее образованной части электората борьбой против электронных паспортов.
E-Government присутствует не только и даже не столько на уровне центрального правительства. Один из лучших примеров городского электронного управления представляет собой Лондон, где можно оплатить парковку, послав SMS на номер, который указан в объявлении тут же, на месте парковки. А оплатив право въезда в центр города, лондонец может больше ни о чем не беспокоиться. Полицейский контроль сводится к тому, что номер машины зафиксирует, распознает и отошлет на сверку с базой данных компьютер, соединенный с одной из восьмисот установленных в платной зоне цифровых камер-детекторов.
Итак, цель создания e-Government состоит прежде всего в удобстве государственных сервисов для гражданина. Поэтому создание электронного правительства не сводится к автоматизации документооборота внутри бюрократической машины.
«Государство должно заимствовать опыт участников рынка, а человек не должен стоять в очередях». Это заявил на августовском заседании правительства, рассмотревшем вопрос о создании E-Government в России, министр информационных технологий Леонид Рейман. Он говорил также об «одном окне», имея в виду, что место обращения к государственным сервисам не должно зависеть от того, какое именно ведомство тот или иной сервис обеспечивает. Предпосылки успеха Мининформсвязи видит в «стремительном сокращении» отставания России от развитых стран по распространению и доступности компьютеров и систем связи, Интернета прежде всего. Компьютер сегодня есть в каждой четвертой семье, и 85% государственных служащих также работают за компьютерами.
Создание электронного правительства будет начато с предоставления доступа к информации о государственных сервисах. Будут сформулированы требования к работе государственных сайтов и составлен реестр государственных услуг, доступный на федеральном интернет-портале и в специальном call-центре. Прежде чем государство станет оказывать услуги в интерактивном режиме, будут опубликованы бланки документов. К 2010 году государство будет в состоянии оказать онлайн десять социально значимых услуг (каких именно, определится в начале будущего года). Для сравнения: точно такой же план существует и у Евросоюза, где в 2010 году также намерены реализовать десять онлайн-сервисов -- шесть для граждан и четыре для бизнеса.
Источником финансирования программы создания электронного правительства станут средства, отпускаемые на административную реформу, и ФЦП «Электронная Россия». Исполнители работ будут определены по результатам открытых конкурсов. Российское правительство ориентируется как на образцы для подражания на электронные правительства США, Японии, Финляндии, Сингапура.
Мининформсвязи не смущает то обстоятельство, что «Электронная Россия» представляет собой скорее повод для разочарования, чем успешный проект. «Некорректно говорить о том, что реализация ФЦП «Электронная Россия» не дала результатов. В рамках первого этапа программы были созданы необходимые базовые условия для широкомасштабного внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти. В основном средства направлялись на техническое оснащение ведомств и создание ведомственных информационных систем», -- так корреспонденту «Времени новостей» ответили в министерстве на вопрос о том, существует ли риск повторения неудач «Электронной России» в процессе создания e-Government.
Оставляя в стороне обсуждение неэффективности отечественной бюрократии и ее феноменальной недоброжелательности по отношению к гражданину, в частности, отметим только технические моменты, имеющие значение в связи с задачей создания e-Government к 2010 году. Например, необходимость обеспечить на практике возможность использования электронной подписи. Архитектор отраслевых решений компании SAP C.I.S. Станислав Пречистенский говорит о том, что именно по этой причине оказание интерактивных услуг населению сейчас невозможно. Кроме того, требует корректировки закон о персональных данных (в нынешнем виде он препятствует созданию онлайн-процедур ввода паспортных данных). По словам г-на Пречистенского, первоочередные задачи электронного правительства -- предоставление наиболее востребованных онлайн-услуг по регистрации браков и выдаче паспортов.
Менеджер государственных программ IBM Восточная Европа/Азия обращает внимание на то, что для успеха e-Government необходимо обеспечить доступ к Интернету как минимум 50% граждан.
Андрей АННЕНКОВ