Время новостей
     N°163, 10 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.09.2007
Вылазки выходного дня
В Ингушетии мирные жители недовольны действиями федеральных сил
Очередными вылазками сепаратистов были отмечены минувшие выходные в Ингушетии. Боевики в ответ на проведенную в четверг силовиками контртеррористическую операцию в Карабулаке отметились тремя обстрелами военнослужащих и милиционеров (один погиб, четверо ранены) и убийством русской женщины -- главврача станции переливания крови в Назрани. Бандиты тоже понесли потери -- после пятичасового боя на окраине Малгобека были найдены тела двоих мужчин. Опознав их, оперативники установили, что убитые находились в федеральном розыске по подозрению в нападении на Назрань летом 2004 года. Между тем среди мирных жителей Ингушетии нарастает недовольство как обострившейся с начала лета обстановкой в республике, так и действиями федеральных сил, собственно, направленных на ее стабилизацию.

По информации республиканского МВД, первую вылазку сепаратисты совершили в городе Карабулаке, где в четверг проходила спецоперация. Более 50 бойцов спецназа при поддержке бронетехники в течение трех часов прочесывали северные районы города в поисках полевого командира Магомед-Башира Албакова по кличке Ясир. Правоохранители обвиняют его практически во всех громких преступлениях, совершенных в республике в последнее время. По заявлению представителя УФСБ Ингушетии, «лиц, причастных к бандформированиям, в Карабулаке обнаружено не было».

Но, судя по всему, боевики в этом городе есть. Около восьми часов вечера в пятницу в центре Карабулака неизвестные из автомата расстреляли сотрудника оперативного полка МВД Ингушетии Ильяса Марзиева и скрылись в серебристых «Жигулях» ВАЗ-2110. В республике был введен план «Перехват», но результатов он не принес. Милиционера с тяжелыми ранениями доставили в больницу.

В субботу поздно вечером боевики из гранатометов обстреляли пункт временной дислокации военных в городе Малгобеке (эта часть была введена в Ингушетию в начале августа специально для проведения контртеррористической операции и 5 сентября уже подвергалась атаке боевиков, во время которой были ранены трое военнослужащих). В первые минуты обстрела один офицер погиб, еще двое получили ранения. Военные открыли ответный огонь, и бой, который начался около 23.30, продолжался более пяти часов. Совместно с сотрудниками милиции было организовано преследование, в ходе которого двое бандитов выскочили из машины и начали отстреливаться. Милиционерам удалось блокировать их и уничтожить. У преступников изъяли автоматы, подствольные гранатометы и боеприпасы. После опознания выяснилось, что 25-летний житель Малгобека Магомед Вельхиев и 23-летний уроженец селения Плиево Алик Ажигов находились в федеральном розыске за участие в нападении на Ингушетию в июле 2004 года.

Спустя несколько часов бандиты также организованно обстреляли блокпост милиции у селения Сурхахи Назрановского района. Был ранен один сотрудник Нижегородского ППС.

Еще одно убийство, которое, по версии правоохранительных органов, является делом рук сепаратистов, было совершено в Назрани в пятницу днем. Прямо у ворот собственного дома неизвестные расстреляли 58-летнего главврача городской станции переливания крови Наталью Мударову, русскую по национальности, находившуюся замужем за чеченцем. По дороге в больницу она скончалась. Правоохранительные органы рассматривают различные версии преступления, в том числе и бытовую. Но приоритетной, по мнению силовиков, является все же «этнический след».

За последние месяцы это уже не первый случай убийства в Ингушетии мирных жителей -- этнических русских. В ночь на 16 июля в станице Орджоникидзевская в собственном доме были расстреляны учительница местной школы Людмила Терехина, ее сын и дочь. Через два дня во время похорон погибших на кладбище прогремел взрыв. Пострадали семь человек. В ночь на 31 августа в Карабулаке убили мужа и двух сыновей другой ингушской учительницы, Веры Драганчук. По утверждению силовиков, по этому делу задержаны пятеро подозреваемых.

Руководство республики тем не менее продолжает заявлять, что в целом обстановка в Ингушетии спокойная и контролируется правоохранительными органами. Так, по словам вице-премьера республики Башира Аушева, «приняты беспрецедентные меры защиты. Милиция, оперативные службы и военнослужащие работают в круглосуточном режиме для обеспечения безопасности и общественного порядка».

Однако, по оценке рядовых сотрудников спецслужб, работающих на территории республики, несмотря на проходящую масштабную спецоперацию, ситуация становится все напряженнее. Недовольство зреет и среди мирных жителей. Часть из них возмущена тем, что «беспрецедентные меры защиты» никого и не защищают. Другие уверены в том, что за уничтоженных террористов милиционеры выдают обычных ингушских парней, а у задержанных выбивают признания об участии в НВФ. Так, 8 сентября в здании Малгобекского РОВД во время допроса скончался уроженец села Верхние Ачалуки 30-летний Юсуп Богатырев, доставленный в милицию накануне по подозрению в участии в банде. По словам прокурора Ингушетии Юрия Турыгина, «каких-либо следов насильственной смерти на его теле не обнаружено», и, скорее всего, задержанный скончался от сердечного приступа. Местные жители утверждают, что в отношении Богатырева сотрудниками уголовного розыска применяли пытки. Прокуратура Малгобека проводит проверку по факту его смерти.

Татьяна ГРИЦЕНКО
//  читайте тему  //  Ситуация в Ингушетии