Время новостей
     N°138, 03 октября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.10.2000
Кто не успел, тот не B2B
Корпорации столбят участки на территории электронной «золотой лихорадки»
Всего за пару последних месяцев в Москве прошло не менее десятка конференций, посвященных перспективам электронного бизнеса. Это и неудивительно -- традиционные модели ведения дел стремительно устаревают. Во всем мире в ближайшие десять лет ждут беспрецедентного роста рынка электронного бизнеса (business-to-business, или B2В). Эксперты призывают руководителей традиционных компаний, пока не поздно, осознать существование этой новой реальности, чтобы потом не оказаться за бортом.

При этом аргументы специалистов звучат достаточно убедительно. По прогнозу экспертов PricewaterhouseCoopers, менее чем через десять лет совокупная стоимость мировых рынков капитала может возрасти с 20 до 200 трлн долларов США. В результате темпы роста мировой экономики превысят 20%. Уже в ближайшие два года, считают аналитики, глобальную экономику ждут самые глубокие преобразования за всю ее историю. И этот процесс, по их мнению, сравним разве что с промышленной революцией. Однако протекать он будет гораздо быстрее -- с «электронной скоростью».

Ожидается, что «локомотивом» новой экономики будет именно В2В, а точнее, электронные рынки и метарынки, которые коренным образом изменят организацию всех отраслей -- от торговли и промышленности до образования и органов государственного управления. Эти метарынки, по мнению экспертов, будут представлять собой совокупность «сервисных портфелей» -- интегрированный набор услуг для отраслевых сообществ.

Но это в будущем. А пока торговые площадки нового рынка существуют в более скромных формах. Электронные каталоги позволяют сводить большое количество покупателей и продавцов. На электронных аукционах, созданных для реализации излишков продукции, несколько продавцов получают возможность выхода сразу на множество покупателей. Электронные биржи (как и традиционные) создаются для торговли стандартизированным товаром одной отрасли.

На Западе такие площадки организуются крупными представителями нефтехимической, автомобильной, энергетической и других отраслей. Например, о создании одной из таких площадок заявили Ford и General Motors, которые, оставаясь конкурентами в традиционной экономике, в новой действуют сообща. Есть зачатки распространения таких систем в России: созданы электронные зерновые биржи, вот-вот начнутся торги на нескольких нефтяных, металлургической и фармацевтической площадках.

Однако специалисты считают, что просто продавать стандартные товары через Сеть, как это делается сейчас, старомодно и бесперспективно. Нужно упрощать взаимодействие компаний с партнерами, сокращать время на обработку поступающих заказов и выведение на рынок новых товаров.

Главное достоинство электронных бирж в том, что участники торгов, получая в режиме реального времени доступ к огромной систематизированной информации о спросе и состоянии рынка, застрахованы от маркетинговых просчетов. Им почти не грозит опасность перепроизводства.

Получаемая за счет этого экономия составляет для компаний разных секторов от 15 до 50%, уверяют в Stanley Dean Witter Internet Research. И те, кто первым сможет внедрить эту схему работы с потребителем, получат максимальные конкурентные преимущества и значительную долю рынка. Да и сам бизнес, связанный с организацией таких площадок, станет, вероятно, одним из самых перспективных в новой экономике.

Марина БОРИСОВА