|
|
N°9, 21 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Клякса на сказке
До конца «Ликов любви» осталось два дня
Фестиваль, целью которого вот уже седьмой год подряд является знакомство столичных киноманов с «наиболее художественно совершенными и оригинальными произведениями кино о любви», перевалил за половину и движется к закрытию, на котором покажут новую криминально-любовную комедию Питера Каттанео «Подарок судьбы». Но до этого момента грядет еще один подарок судьбы -- пресловутый «фильм-сюрприз», название которого скрывали до последнего, но в результате все-таки обнародовали. Сегодня в 21.00 в Доме актера покажут «Малхолланд Драйв» председателя жюри грядущего Каннского фестиваля Дэвида Линча. Тем, кто не хочет ждать марта (когда фильм выйдет в широкий прокат) и намерен ознакомиться с этой «непростой историей» непременно в рамках «Ликов», стоит быть готовым к столпотворпению: уже в субботу, когда на расписании в соответствующей графе появились четыре заветные буквы, билеты разлетались не хуже горячих пирожков с начинкой из ушей Кайла Маклахлена.
Пока же особенных сенсаций на фестивале не наблюдается. Разве что с несколько меньшим энтузиазмом, чем ожидалось, восприняли посетители «Ликов» одного из главных фаворитов конкурса -- «Хлеб и молоко» словенца Яна Цвитковича, получившего приз «Лев будущего» на прошлогоднем венецианском фестивале. Зато восторг вызвал индийский «Ашока» Сантоща Сивана -- эпическая сага о вожде магдахской империи, правившем две с лишним тысячи лет назад. Но как зрительские настроения повлияют на решение жюри, сказать пока сложно.
Еще один фильм конкурсной программы -- «Дискосвиньи» двадцатипятилетней Джин Шеридан (дочери знаменитого ирландского режиссера Джима Шеридана -- «Моя левая нога», «Во имя отца», «Боксер») -- фильм, любопытный для дебюта (тем более девичьего), но вряд ли способный претендовать на призы. В первой своей трети фильм хорош весьма и весьма -- в истории юноши и девушки, родившихся в один день, живущих по соседству и всеми силами противопоставляющих себя окружающему миру, проклевывается нечто необычное: смесь инфантильного эскапизма и такой же жестокости ставит кино в ряд вполне достойный (вспоминаются то «Небесные создания» Питера Джексона, то победитель последнего международного «Кинотавра» «Мой брат Том»). Но чем дальше к финалу, тем меньше смысла остается в происходящем на экране, а весьма любопытно сконструированный мир уступает место тягостной патологии -- не возвышенному безумию, но именно что свинству. Хотя посмотреть «Дискосвиней» все равно стоит, и тот, у кого возникнет подобное желание, сможет во всем разобраться самостоятельно, когда фильм выйдет в артхаусный прокат.
А вот кто не успел посмотреть на фестивале «Гриммовы сказочки для похотливых парочек» Ральфа Тилле, тот опоздал уже окончательно и имеет полное право кусать локти. Режиссер прославился в 1959 году, когда снял «Девицу Розмари», ставшую одним из самых важных немецких кинопроизведений пятидесятых годов и увенчанную «Золотым глобусом». «Сказочки», которые Тилле снял всего через десять лет, -- произведение совсем другого сорта. Отнести его к какому-то определенному жанру вряд ли возможно. Как выражался в сердцах в одном из радиоспектаклей примерно того же времени Владимир Ильич Ленин -- «Это полный идиотизм... или полная измена!» В обоих случаях трудно описать восторг киномана, столкнувшегося с этим произведением. Золушка, Спящая Красавица, Белоснежка, балбесы Гансы, не выпускающие из-под мышек неизбежных гусей, -- собраны под сенью волшебного леса, раздеты (впрочем, не так уж и вызывающе) и поставлены в предельно нелепые ситуации. Двусмысленные шуточки в лучших традициях немецкого телесного низа сменяют чудные зарисовки природы, а те в свою очередь перекрываются сценами насилия самого зверского свойства: Золушкины сестры (как и полагается в неадаптированной сказке-оригинале) на самых крупных планах отрезают себе пятки и пальцы на ногах, злая мачеха с аппетитом поедает соски падчерицы, а сцену в избушке разбойников-людоедов явно не раз пересматривал американский классик кровавых ужасов Хершелл Гордон Льюис, когда снимал свои шедевры «Кровавый пир» и «Две тысячи маньяков». Впрочем, может быть, и не пересматривал -- на Западе творение Тилле известно немногим лучше, чем у нас, но общая тенденция налицо. Что же до отечественных поклонников «невероятно странного кино», то для них фильм Тилле безусловно вошел в число классики на все времена. И даже грядущий Линч вряд ли будет способен вызвать впечатления более сильные.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ