Время новостей
     N°161, 06 сентября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.09.2007
"Аэрофлот" берет все самое новое
Акционеры разрешили авиакомпании дорогие покупки
Вчера стало известно, что накануне акционеры «Аэрофлота» подавляющим большинством голосов одобрили сделки по приобретению 44 дальнемагистральных самолетов нового поколения -- А350XWB и Boeing 787 Dreamliner. Хотя покупка сразу двух конкурирующих типов самолета одного класса считается в современном авиатранспортном бизнесе делом дорогим и не очень разумным, в данном случае за такой вариант высказалось и государство, и частные совладельцы «Аэрофлота». Генеральный директор компании Валерий Окулов вчера сказал, что в принципе он хотел бы купить еще и самый большой из современных гражданских самолетов А380, но в очень отдаленном будущем.

Пресс-служба «Аэрофлота» огласила вчера результаты внеочередного собрания акционеров компании, проведенного в форме заочного голосования. На рассмотрение собрания были выдвинуты только вопросы об одобрении сделок по покупке 22 самолетов А350XWB у европейского концерна Airbus и 22 машин Boeing-787 у компании Boeing. Основные акционеры «Аэрофлота» -- государство (51,17% акций) и Национальная резервная корпорация (НРК, около 30% акций) единодушно согласились с этими предложениями. По официальным данным, в голосовании приняли участие акционеры, в совокупности владеющие 88,32% акций ОАО «Аэрофлот». При этом покупка А350XWB была одобрена 99,87% голосов участников собрания, а за Boeing высказалось еще больше -- 99,89%.

Примечательно, что в процессе выбора перспективного дальнемагистрального лайнера (а этот процесс занял у «Аэрофлота» два последних года) государство и частники высказывали противоположные предпочтения. НРК выступала за Dreamliner, потому что эта машина раньше (уже в следующем году) появится на рынке. Госпредставители в совете директоров из высших политических соображений благоволили к А350. Судя по всему, покупка этого самолета рассматривалась как инструмент налаживания отношений с западноевропейским авиапромом, а через него и с Европейским союзом в целом. Таким образом, последнее решение собрания акционеров «Аэрофлота» представляет собой частно-государственный компромисс на условиях строгого паритета. Время покажет, насколько удачно такая схема поможет «Аэрофлоту» конкурировать с другими мировыми авиакомпаниями.

Валерий Окулов вчера подчеркнул, что оба ведущих мировых производителя гражданских самолетов предложили российской авиакомпании выгодные условия покупки. И Boeing, и Airbus предоставили «Аэрофлоту» скидки до 30% от своих базовых цен, отметил г-н Окулов. В результате на покупку партии А350XWB компания просила у своих акционеров до 2,904 млрд долл., а на Dreamliner -- до 2,906 млрд долл. То есть в сумме (без учета импортных пошлин) не более 5,81 млрд долл., при том, что каталожная цена такого количества самолетов приближается к 7 млрд долл. Согласно условиям обеих сделок, «Аэрофлот» начнет получать новые лайнеры в 2014 году: «Боинги» -- с января, а аэробусы -- в IV квартале. Завершится поставка американских самолетов в 2016 году, а европейских -- в 2019-м. Ранее г-н Окулов сообщал, что финансировать обе покупки «Аэрофлот» намеревается за счет банковских кредитов. Причем к поиску заимодавцев авиакомпания планирует приступить не раньше 2010 года.

Вчера г-н Окулов высказался по поводу еще одного очень модного воздушного судна -- пассажирского лайнера повышенной вместимости А380, поставки которого Airbus начинает в октябре этого года. «А380, конечно, появится в России, -- сказал г-н Окулов. -- Рынок растет и дорастет до А380. Но на сегодняшний день эта машина переразмерна для рынка регулярных перевозок в России». Отметив, что в отдаленной перспективе «Аэрофлот» хотел бы приобрести эту машину, гендиректор уточнил: «Пока мы не ставим таких задач, те заказы, которые сделаны, среднесрочную перспективу удовлетворяют».

Твердый контакт на А350 с Airbus «Аэрофлот» заключил в июне этого года, в ходе международного авиасалона в Ле-Бурже под Парижем. Сделка с Boeing до вчерашнего дня была оформлена предварительным соглашением, заключенным в том же месяце, во время другого международного события -- экономического форума в Санкт-Петербурге.

Член совета директоров «Аэрофлота» Леонид Душатин, представляющий НРК, заявил вчера «Времени новостей», что частных акционеров компании не смущает разница в статусе двух сделок. «Мы одобрили основные их условия, а контрактные детали оставили на усмотрение менеджмента», -- объяснил он. Г-н Душатин также сообщил, что ожидает заключения твердого контракта с Boeing «в начале сентября, в ближайшие дни». Его информация подтвердилась немедленно. Уже к вечеру вчерашнего дня пресс-служба Boeing сообщила из Сиэтла, где находится сборочное производство Dreamliner, о достижении окончательного соглашения с «Аэрофлотом».

Одновременно из Сиэтла пришла еще одна новость, менее радостная для Boeing и его клиентов. Первый полет Boeing-787, находящегося сейчас в финальной стадии проектирования, отложен как минимум на месяц по техническим причинам. До сих пор этот полет планировался на конец сентября. Но вчера президент и генеральный директор гражданского подразделения Boeing Скотт Карсон сообщил, что летные испытания начнутся «в период с середины ноября до середины декабря». Он объяснил отсрочку двумя типами проблем: у компании возникли трудности при монтаже деталей самолета, изготовленных иностранными партнерами, а также при инсталляции программного обеспечения. Тем не менее руководитель программы Boeing-787 Майк Бэр заявил, что перенос первого полета не повлияет на срок начала коммерческих поставок самолета. Boeing по-прежнему обещает отправить первый Dreamliner первому покупателю в мае 2008 года.

Михаил КУКУШКИН