К третьему
пришествию президента на Камчатке готовились основательно. Когда вчера в 4 часа ночи по московскому времени и в час дня по местному Владимир Путин приземлился в Петропавловске-Камчатском, власти региона постарались сделать все возможное, дабы доказать, что предыдущие появления главы государства на этом дальневосточном полуострове самым благотворным образом сказались на жизни вдали от материка. Но ни заявления чиновников, ни рубленые рапорты бравых военно-морских офицеров, ни даже специально выгравированные таблички с отчетами о выполнении президентских поручений, похоже, не смогли убедить г-на Путина в том, что ситуация на Камчатке кардинально изменилась, и Кремль может больше не вспоминать
о квартирах моряков, дорогом мазуте, а главное, о проекте
магистрального газопровода, за право построить который борются две крупнейшие естественные монополии.
Буквально за несколько дней до прилета президента в Вилючинске, где расположена база подводных лодок Тихоокеанского флота, сдали в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс «Океан» -- с бассейном, аквапарком и прочими саунами. Правда, за недостатком энергии для обогрева воды купаться там можно только по выходным, но моряки и их дети счастливы. Вчера, пытаясь подтвердить это, специально для президента России, которого водили в «Океан» на экскурсию, в будний день в аквапарк запустили несколько школьных классов. Как потом с гордостью рассказал журналистам замкомандира базы подлодок капитан первого ранга Валерий Перегудов, «он бывал в Москве, но таких центров и там не видел».
Накануне приезда г-на Путина с инспекцией Вилючинск объехал глава Минобороны Анатолий Сердюков. Как рассказал «Времени новостей» один из офицеров, министр с удивлением бросил в конце объезда, что «здесь же президенту нечего и показывать...» Возможно, ему казалось, что здесь всегда был аквапарк и стояли такие нарядные дома, ведь глава военного ведомства впервые побывал здесь только в мае этого года. А Владимир Путин приехал уже в третий раз. И стараниями местной власти то и дело сталкивался со следами своих предыдущих визитов. Например, ему показали новый Дом офицеров флота, на входе в который красуется табличка: «ДОФ спроектирован по поручению президента РФ В.В. Путина». Невозможно было пройти мимо и огромного гранитного валуна вблизи «Океана». К камню аккуратно привинчена еще одна табличка: «Памятный знак как символ заботы президента и правительства России об обороноспособности нашей Родины, улучшения жизни воинов-подводников в честь начала строительства и реконструкции базы Краснознаменного Тихоокеанского флота в г.Вилючинске». Причем горожане, а это в основном моряки и члены их семей, благодарно стояли на самом высоком пригорке Вилючинска, откуда открывается замечательный вид на бухту и стоящие у пирса атомные субмарины.
Там, на пирсе, не менее благодарно выстроились экипажи двух атомных субмарин: стратегического ракетоносца «Петропавловск-Камчатский» и многоцелевого «Магадан».
Экипажи, правда, были с других лодок -- «Святого Георгия Победоносца» и «Самары», что могло совершенно запутать любого неосведомленного в морской подводной службе штатского человека. Сами-то лодки никого запутать не могут, они хорошо известны любому потенциальному противнику. К примеру, «Петропавловск-Камчатский», как рассказал «Времени новостей» один из офицеров, находится в строю уже 28 лет, но до сих пор этот гигантский подводный крейсер длиной 156 и выстой 17 метров прячет в своих шахтах 16 ракет с тремя ядерными боеголовками на каждой. «20 минут, и они взлетят, только команду получим, -- с гордой небрежностью заметил командир «Петропавловска», капитан первого ранга Валерий Кравченко. -- Мы же сейчас на боевом дежурстве находимся».
Ждать президента на боевом дежурстве пришлось несколько часов. За это время моряки успели основательно отрепетировать приветствие Верховному главнокомандующему, похвастаться успешными стрельбами по целям на Северном море и раскрыть журналистам информацию о Вилючинске, не проходящую по разряду гостайны. «Вообще наша база удобнее, чем на Северном флоте, мы же сразу в море здесь выходим и тут же на дно, здесь глубже. Поэтому после 2010 года сюда будут приходить новые подлодки, которые строятся, класса «Борей» (проект 955), вооруженные ракетами «Булава», -- поделился планами командования с корреспондентом «Времени новостей» один из офицеров. Однако его словоохотливость имела пределы -- на вопрос о том, сколько дней в году находится в плавании его субмарина, он отвечать отказался. «Не положено», -- сухо отрезал кавторанг.
С президентом моряки тоже были не слишком многословны. Приняв рапорт командиров «Петропавловска-Камчатского» и «Магадана», Владимир Путин, похоже, рассчитывал на общение по душам, сигналом к началу которого стала прозвучавшая команда «Вольно!» Однако завязать неуставной разговор главе государства, которого сопровождали вице-премьер Сергей Иванов, министр обороны Анатолий Сердюков и полпред в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков, не удалось.
-- Ну как вообще, службой довольны? -- поинтересовался г-н Путин у явно напряженных офицеров.
-- Так точно, товарищ Верховный главнокомандующий, -- отчеканил в ответ командир «Магадана» Роман Щурий, глядя прямо в сторону моря, но не в сторону Главковерха.
-- Ну не вы, а семьи-то довольны?
-- Семьи довольны, товарищ Верховный главнокомандующий, -- как будто вразумляя непонятливого подчиненного, терпеливо объяснил каперанг Щурий, все так же, не поворачиваясь к Владимиру Путину.
-- Ну ладно, -- мирно и как бы извиняясь, отстал от командира «Магадана» президент и вскоре уехал в город -- на совещание по проблемам развития Камчатского края, образованного только в начале июля в результате слияния Камчатской области и Корякского автономного округа.
Здесь в присутствии министров и глав естественных монополий Владимир Путин выглядел уже не столь мирно. И, делясь впечатлениями от увиденного, высказал все, на что не решились моряки. «Да, кое-что сделано, несколько домов отремонтировано, -- отметил президент, проконтролировавший, как выполняются его поручения, данные три года назад. -- Но почти все, что я видел из жилья, надо сносить, это построено в 60-х годах. Российские офицеры должны жить достойно, надо строить все жилье заново!»
Еще эмоциональнее он выглядел, когда в своем докладе дошел до проблемы
энергоснабжения Камчатки, ТЭЦ которой работают на очень дорогом мазуте, а перевод электростанций на газ тормозится из-за так и не построенного магистрального газопровода Соболево--Петропавловск-Камчатский, который должен соединить месторождения с областным центром. В 2001 году, когда строительство было заморожено, оставалось проложить 300 км трубы, эти работы оценивались в 190 млн долл. Г-н Путин буквально взорвался от возмущения: «Ну послушайте, мы же об этом три года назад говорили уже, ничего же не изменилось! Правительство не может определить основные приоритеты развития. «Газпрому» отдали бы -- все бы уже построили».
В совещании принимали участие Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин, камчатский губернатор Алексей Кузьмицкий, министр регионального развития Владимир Яковлев, глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, глава «Роснефти» Сергей Богданчиков, замглавы «Газпрома» Валерий Голубев. И неизвестно, им ли или оставшимся в Москве чиновникам была адресована следующая реплика явно раздраженного президента: «А то сидите, в носу ковыряете, неизвестно чего там выковыриваете...»
Вернувшись к теме многострадального газопровода, Владимир Путин продолжил сыпать упреками: «Безобразие, ни шиша не сделали с 2001 года, еще с Касьянова началось, с Касьянова и Грефа». А потом попытался выяснить, кто из естественных монополистов возьмется быстро решить проблему, с которой не справились чиновники правительства.
-- Анатолий Борисович, ваши предложения? -- обратился он к главе РАО «ЕЭС». РАО, как известно, хочет получить "Камчатгазпром", разрабатывающее месторождение, чтобы объединить его с "Камчатскэнерго". Так что у г-на Чубайса ответ уже был, объемы и схема финансирования строительства газопровода ему «понятны», более того, утром он успел облететь трассу будущей трубы и готов к 2010 году ее построить.
-- Совместно с «Газпромом»? -- кажется, с надеждой уточнил Путин.
-- Нет, без него, -- разочаровал президента г-н Чубайс.
-- А что, у «Газпрома» на этот счет есть предложения? -- продолжал гнуть свою линию президент.
Замглавы газового монополиста Валерий Голубев ответил, что и «Газпром» тоже готов взяться за проект, но при определенных условиях, которые улучшат его экономику. К примеру, если Минприроды даст лицензию на геологоразведку на западном шельфе Камчатки. Зная, что права на разведку интересуют и энергетиков, г-н Голубев не упустил случая вскользь пройтись по конкурентам. «Странно, что проект газопровода РАО «ЕЭС» даст удешевление электроэнергии только на 5--10% по сравнению с топливом на мазуте», -- намекнул он президенту. Тот, впрочем, и так был настроен благожелательно к «Газпрому» и в конце заседания попросил замминистра природных ресурсов Анатолия Темкина «учесть предложения «Газпрома» по западному шельфу Камчатки.
Однако формально неопределенность относительно того, кто будет реализовывать этот проект, сохранится еще по меньшей мере месяц. Это стало ясно после того, как впросак попал заместитель министра экономического развития и торговли РФ Виталий Савельев, не сумевший быстро ответить на вопрос главы государства о том, как скоро его ведомство сможет рассмотреть предложения «Газпрома» и РАО «ЕЭС России». «Я некомпетентен, Владимир Владимирович», -- пытался оправдаться замминистра, понимающий, в какие шестеренки между двумя супермонополиями он попал. «А чего тогда вообще сюда приехали», -- в упор «расстрелял» его взглядом Владимир Путин. Г-ну Савельеву пришлось пообещать управиться до конца сентября. «Хорошо, до конца сентября выходите со своими предложениями», -- поставил точку президент.