Суд высшей инстанции кантона Цюрих в Швейцарии вчера огласил приговор по делу сотрудников авиадиспетчерской компании «Скайгайд», обвинявшихся в причастности
к трагедии в небе над Боденским озером, где летом 2002 года в воздухе столкнулись российский пассажирский самолет Ту-154 и грузовой «Боинг» компании DHL. На скамье подсудимых находились восемь сотрудников компании, чьи ошибки, как полагала прокуратура, и привели к авиакатастрофе и гибели 71 человека. Четверо из них судом были оправданы, четверо других признаны виновными. Однако реального наказания так никто и не получил -- трое осужденных были приговорены к условным срокам заключения, а один всего лишь к штрафу.
Вчерашний приговор, вероятнее всего, вызовет еще много гневных и возмущенных комментариев. Не исключено, что родственники погибших или прокуратура попытаются его опротестовать -- несоразмерность тяжести выдвигавшихся против подсудимых обвинений (по сути, в массовом убийстве) и мягкость наказания очевидны. И тем не менее это решение суда все же можно считать последней точкой в трагедии над Боденским озером. За убийство по неосторожности, в чем обвинялись сотрудники «Скайгайда», по швейцарским законам предусмотрено только условное наказание. А трое подсудимых получили по 12 месяцев условного заключения, то есть почти «на всю катушку». И при попытке обжалования приговора в лучшем случае речь пойдет лишь об увеличении срока условного наказания на три месяца и увеличении сумм компенсаций пострадавшим. Таким образом, масштабная человеческая трагедия закончилась юридическим казусом. Единственным из всех, кто так или иначе был причастен к этой авиакатастрофе и кто
понес по закону реальное наказание, оказался россиянин Виталий Калоев, потерявший в той трагедии всю семью и потом осужденный на восемь лет тюрьмы за убийство авиадиспетчера Нильсена, считавшегося главным виновником столкновения самолетов. Сам же Нильсен, таким образом, став жертвой преступления, законного наказания не понес.
Столкновение российского самолета Ту-154 «Башкирских авиалиний» и грузового «Боинга» компании DHL произошло 2 июля 2002 года в небе над Германией в районе Боденского озера, в зоне ответственности швейцарской диспетчерской службы «Скайгайд». В авиакатастрофе погиб 71 человек, в том числе 45 российских детей, летевших на каникулы в Испанию. Авиационные власти Германии, занимавшиеся расследованием катастрофы, пришли к выводу, что к трагедии привела ошибка швейцарского авиадиспетчера Нильсена, оставшегося за пультом в ту роковую ночь в одиночестве. Кроме того, часть вины возложили на погибших пилотов российского самолета.
В результате расследования, проведенного уже швейцарскими властями, восьми сотрудникам «Скайгайда» были предъявлены обвинения в убийстве по неосторожности. Авиадиспетчер «Скайгайда», по мнению следствия, не был способен с достаточной степенью безопасности осуществлять контроль за полетами в воздушной зоне на границе Швейцарии и Германии. В момент аварии диспетчер находился на рабочем месте один и вынужден был переходить от одного пульта к другому, будучи физически не в состоянии осуществлять беспрерывный контроль за происходящим. Кроме того, по мнению прокуроров и следователей, неправильно была устроена вся система работы диспетчерской службы «Скайгайд». У авиадиспетчера был отключен телефон (из-за чего он не смог дозвониться до коллег в других службах), в офисе велось переоборудование, работало слишком мало людей. Те, кто попал на скамью подсудимых, -- это сотрудники, которые так или иначе отвечали за работу этой системы.
Последнее заседание по делу состоялось в мае этого года. Тогда были выслушаны последние свидетели по делу, потом были судебные каникулы. На подготовку приговора у судьи ушло три месяца. Все восемь обвиняемых, среди которых и второй диспетчер, работавший в одну смену с Нильсеном, но в момент катастрофы отдыхавший, категорически отрицали свою вину в трагедии. Адвокаты упорно настаивали, что во всем виноват Петер Нильсен. Версия очень удобная для защиты, поскольку Нильсен был убит в 2004 году россиянином Виталием Калоевым, потерявшем из-за трагедии двух детей и жену, и не мог свидетельствовать в свою защиту. Однако доводы защитников не смогли убедить председательствующего.
Суд приговорил трех руководящих сотрудников «Скайгайда» к 12 месяцам тюрьмы условно с испытательным сроком два года. Это практически максимальное возможное в Швейцарии наказание по статье «непредумышленное убийство». По законам этой страны за это предполагается срок от шести до 15 месяцев лишения свободы условно. Суд учел, что все эти люди ранее не привлекались к судебной ответственности и у них не было непосредственных мотивов для совершения проступка. Еще одного приговорили к штрафу в размере 90 дневных заработков. Кроме того, осужденные теперь обязаны покрыть все судебные расходы (25 тыс. швейцарских франков) и выплатить пострадавшим компенсацию. Для определения размеров последней будет проведено специальное заседание. Еще четверо подсудимых -- сотрудники технической службы компании -- были оправданы. Среди них оказался и напарник Нильсена, дежуривший с ним в ту ночь.
Единственным, кто оказался в тюрьме в связи с катастрофой над Боденским озером, стал Виталий Калоев. 26 октября 2005 года суд Швейцарии приговорил его к восьми годам заключения. И хотя швейцарский апелляционный суд принял решение о пересмотре дела Калоева, а кантональный суд принял решение о снижении срока наказания, а затем и о его досрочном освобождении, россиянин по-прежнему остается в тюрьме. Высший судебный орган Швейцарии -- Федеральный суд никак не рассмотрит жалобы прокурора, без принятия решений по которым освобождение невозможно.